Либаво-Роменская железная дорога

Казённая железная дорога, построенная в 1872-1901; проходила по территориям Курляндской, Виленской, Ковенской, Минской, Могилёвской, Черниговской, Полтавской губерний. Связывала левобережную Украину с Балтийским морем. По линии Бахмач - Ромны через порт Либаву осуществлялись крупные экспортные и импортные перевозки. Основные линии: Либава - Кошедары (движение открыто в 1871), Вилейск - Минск (1872); Минск - Бобруйск, Гомель - Бобруйск, Калкуны - Радзивилишки (1873); Бахмач - Романы и Гомель - Бахмач (1874), Осиповичи - Уречье (1901). Протяжённость (1913)- 1344 версты (в т.ч. 183 версты - двухколейный путь). В подвижном составе 428 паровозов, 11 530 товарных и 405 пассажирских вагонов. На дороге построены железнодорожные мастерские в Гомеле, Либаве, Минске; 13 школ, 7 училищ, курсы для подготовки агентов служб движения. В 1871-77 дорога принадлежала обществам Либавской и Ландварово-Роменской железных дорог, в 1877-91 - обществу Либаво-Роменской железной дороги, затем перешла в ведение МПС; управление в Минске. В мае 1918 часть линий передана в ведение НКПС. По состоянию на начало 1991 линии дороги в составе Прибалтийской, Белорусской, Юго-Западной и Южной железных дорог; часть линий пролегает по территории Польши.