Московская железная дорога

Пролегает по территории Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Курской, Брянской, по части территории Владимирской, Пензенской областей, а также по Черниговской и Сумской областям Украины, по территории Мордовии. Дорога образована в 1959 в результате объединения нескольких железных дорог (Московско-Рязанской, Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Калининской, Московско-Киевской и Северной), Управление дороги в Москве. Эксплуатационная длина дороги (1990) - 9281 км, в том числе электрифицированной 4311 км. Дорога граничит с Октябрьской, Белорусской, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Горьковской, Северной железными дорогами. В состав Московской железной дороги к концу 1991 входило 13 отделений, Дирекция международных и туристских перевозок, свыше 300 хозрасчётных предприятии (депо, станции, дистанции и др.). Основные узловые станции: Московский железнодорожный узел с пассажирскими, техническими, грузовыми и сортировочными станциями; узловые станции на пересечении Большой Московской Окружной железной дороги (БМО) с радиальными направлениями, в том числе крупнейшие сортировочные станции Орехово-Зуево и Бекасово, а также железнодорожные узлы Тула, Орёл, Курск, Узловая, Ожерелье, Рыбное, Брянск, Сухиничи, Вязьма, Смоленск, Унеча, Льгов, Калуга, Фаянсовая, Ряжск, Павелец-Тульский.

Старейшие на сети железных дорог России участки построены в 60-90-е гг. 19 в. В 1861 открылось движение на однопутном участке Москва - Петушки, в 1862 - между Москвой и Загорском. В 1862-65 проложен путь на Рязань, в 1866-68 - на Курск (линия Серпухов - Тула - Орел), в 1870 - на Александров от Загорска и на Смоленск через Можайск. В 1898 железнодорожная линия связала Москву с Брянском и Калугой. В 1900 построена линия на Савелово, в 1901 - на Шаховскую, в 1912 - на Черусти. Развитие железнодорожной сети в центральном районе продолжилось прокладкой линии Брянск - Вязьма и производством БМО (в 60-е гг.). Электрификация на Московской железной дороге началась на участке Москва - Мытищи в 1929, затем на электрическую тягу были переведены участки от Мытищ на Щёлково и Софрино.

Железнодорожники Московской железной дороги, особенно Московского узла, внесли значительный вклад в индустриализацию страны, активно участвуя в реконструкции и модернизации железнодорожного транспорта, стали инициаторами многих полезных начинаний (увеличение пробега локомотива за счёт форсировки котла паровоза, метод кольцевой езды и др.). В депо Москва-Сортировочная в 30-е гг. начала работать первая женщина-машинист З. П. Троицкая. Передовые методы труда внедрялись на многих станциях (в 1936 на ст. Люблино-Сортировочная была создана первая механизированная сортировочная горка).

Во время Великой Отечественной войны московские железнодорожники оказали большую помощь фронту. При подготовке контрнаступления под Москвой осенью 1941 в районы сосредоточения войск было подвезено свыше 333 тысяч вагонов. К началу оборонительных боев под Москвой для базирования войск использовались участки Московско-Киевской, Московско-Курской, Московско-Донбасской железных дорог. Для обеспечения стратегической операции в районе Курской дуги в марте - августе 1943 фронтам, участвовавшим в этом сражении, было доставлено 3177 эшелонов с войсками и 2543 поезда с материальными ресурсами, использовано 540 тысяч вагонов.

В послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные линии, заново построены вокзалы в Смоленске, Брянске, Орле, Курске; внедрялись новые технические средства. В 1947 на дороге прошли испытания тепловозы серии ТЭ; в 1949 впервые на сети на станции Москва-Курская была введена маршрутно-релейная централизация.

В 1947 прошли структурные преобразования (создан Центральный железнодорожный округ в составе Московско-Курской, Московско-Донбасской, Московско-Рязанской, Московско-Киевской, Московско-Окружной и Северной железных дорог), что обеспечило лучшую координацию работы и послужило предпосылкой к организации единой железной дороги в 1959. В её состав были включены также Московские отделения Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог. В 1961 к дороге была присоединена вся Калининская железная дорога, за исключением Великолукского и Ржевского отделений. Объединение способствовало централизации управления, улучшению технической оснащённости.

В 50-60-е гг. на ряде участков Московской железной дороги значительно возросла грузонапряжённость, которая достигла в 1958 10 млн. тЧкм (в 2 раза больше, чем в 1940). Выполнению большого объёма перевозок способствовало появление многоосных вагонов-транспортёров грузоподъёмностью 180-230 т, рефрижераторных поездов. На участке Москва - Ожерелье прошли испытания вождения грузовых поездов электровозом ВЛ22 мощностью 2400 кВт. В 70-80-е гг. в реконструкцию дороги, на замену подвижного состава вложено более 2,5 млрд. руб., что позволило значительно обновить основные производственные фонды. Развитие Московского железнодорожного узла осуществлялось на основе комплексной схемы развития транспорта в Москве и Московской области. В середине 80-х гг. сооружены крупнейшие в стране сортировочные комплексы на ст. Орехово-Зуево и ст. Бекасово, уложены дополнительные главные пути на головных и радиальных участках Рижского, Казанского, Киевского и Павелецкого направлений, построен Савеловско-Смоленский диаметр, реконструированы пассажирские ст. Москва-Казанская, Москва-Киевская, Москва-Павелецкая. Реконструированы и капитально отремонтированы Киевский, Ярославский, Белорусский, Павелецкий, Савёловский и Казанский вокзалы. Выполнены работы по удлинению путей на 70 станциях, увеличена длина 350 высоких платформ, что позволило пустить удлинённые поезда. На скоростных направлениях дороги (в т. ч. Ленинградском и Южном) уложен бесстыковой путь, главные пути поставлены на железобетонные основания. В распоряжении дистанций пути находятся путевые машины ВПР-1200, ВПРС-500 и моторные гайковёрты, позволяющие механизировать трудоёмкие работы при ремонте и текущем содержании пути.

На дороге совершенствовалась перевозочная работа на основе эффективного использования транспортных средств, повышения производительности труда. Получил распространение опыт работников ст. Люблино-Сортировочная, которые добились значительного сокращения простоя транзитных вагонов под разгрузкой.

В начале 90-х гг. протяжённость участков, оснащённых автоблокировкой, полуавтоматической блокировкой и диспетчерской централизацией, составила 8882 км, более 21 375 стрелочных переводов было включено в электрическую централизацию управления стрелками и сигналами, автоматической локомотивной сигнализацией и автостопами оснащено 7247 км, автоматизированы все тяговые подстанции электрифицированных линий и более половины из них переведено на телеуправление. На дороге создан первый на железнодорожном транспорте страны Информационно-вычислительный центр. На базе разветвлённой сети вычислительных комплексов на сортировочных и грузовых станциях действуют АСУ перевозочным процессом, автоматизированной продажей билетов и бронированием мест на пассажирские поезда (АСУ "Экспресс-2") и др. Все технологические процессы при ремонте подвижного состава и других технических средств осуществляются на автоматических и полуавтоматических поточно-конвейерных линиях, механизированных и автоматизированных рабочих местах, с использованием крупноагрегатных методов ремонта, сетевых графиков управления производств, процессами и т. п.

На дороге были выдвинуты инициативы, получившие распространение на других дорогах сети: по вождению тяжеловесных поездов, по обращению длинносоставных пассажирских удлинённых пригородных и дальних поездов и др. На Московской железной дороге успешно осваиваются контейнерные перевозки. В 80-е гг. созданы грузовые комплексы для переработки грузов и контейнеров на станциях Москва-Товарная Смоленская, Москва-Товарная Павелецкая, Москва-Товарная Киевская, Москва-Товарная Курская. Московский узел является одним из крупнейших в мире, включает две кольцевые линии (большое и малое кольцо). Протяжённость главных путей диаметральных линий составляет свыше 3 тыс. км. В конце 80-х годов Московская железная дорога занимала первое место на сети дорог страны по пассажирским перевозкам, ежегодно перевозила около 1,5 млрд. пассажиров (примерно 1/3 от общей перевозки пассажиров всем железнодорожным транспортом).

Дорога награждена орденом Ленина (1966).