Рязано-Уральская железная дорога

Частная железная дорога, построенная в 1866-1909. Проходила по территории Московской, Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Астраханской губерний и областей Уральского казачьего войска. Связывала Центр России с Нижнем Поволжьем и Уралом. Обслуживала главным образом хлебный экспорт через порты Балтийского моря Ригу и Либаву, а также осуществляла вывоз хлеба на внутренний рынок по линии Павелец - Москва. Основные линии: Рязань - Козлов (движение открыто в 1866), Козлов - Саратов (1870); Тамбов - Камышин, Покровская слобода - Уральск (1894); Ершов - Николаевск, Урбах - Александров Гай (1895); Аткарск - Вольск, Пенза - Таволжанка (1896), Данков - Смоленск (1899), Павелец - Москва (1900), Красный Кут - Астрахань (1909). Протяжённость (1913) 4123 версты (в т. ч. 438 - двухколейный путь). В подвижном составе 872 паровоза, 22 791 товарный и 714 пассажирских вагонов. На дороге построены железнодорожные мастерские (в Козлове, Саратове, Тамбове, Ртищево, Аткарске, Покровской слободе), 26,элеваторов (в Москве, Кочеткове, Данкове, Козлове, Николаевске, Петровске, Саратове, Уральске и др.); 4 нефтехранилища на 7 млн. пудов в Увеке (близ Саратова), Покровске, Камышине, Бузане и 9 (на 1,4 млн. пудов) в Турмасове (близ Козлова). Перевозки обслуживала паромная переправа через Волгу у ст. Увек (2 парома, 1 ледокол); флотилия в Астрахани и Саратове (5 пассажирских и грузовых пароходов, 6 барж, 3 плавучих элеватора); работали 3 лесопильных завода (в Рязани, Саратове, Пензе), 5 шпалопропиточных заводов (в Рязани, Сердобске и др. городах), газовый завод в Козлове. На Рязано-Уральской железной дороге построены 4-пролётный мост через р. Оку у г. Кашира (проект Л. Д. Проскурякова), а также мост с самой большой для того времени консольной фермой среди мостов России через р. Бузан у г. Астрахани (проект Н. А. Белелюбского). На дороге работало 44 школы, 19 библиотек, 3 потребительских общества (в Козлове, Саратове, Ершове), грязелечебница для рабочих и служащих (на озере Эльтон). Дорога принадлежала акционерному обществу Рязано-Уральской железной дороге (устав утверждён в 1865, до 1892 называлась обществом Рязано-Козловской железной дороги); правление общества - в Петербурге; управление дороги - в Саратове.

В 1914-18 построены новые линии: Саратов - Каменоломня, Пенза -Харьков, Тамбов - Моршанск, Балашов - Ершов, Николаевск - Самара. В сентябре 1918 дорога национализирована, передана НКПС. По состоянию на начало 1991 основные линии входили в Приволжскую железную дорогу.