Северо-Западные железные дороги

Казённые железные дороги, построенные в 1862 - 1913. Проходили по территории Петербургской, Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Виленской, Ломжинской, Варшавской, Седлецкой, Сувалкской, Ковенской, Гродненской, Витебской губерний. Соединяли два крупнейших промышленных района - Петербургский и Варшавский - с заграничными рынками (через Вержболово и порты Балтийского моря), а также осуществляли наиболее массовые пассажирские перевозки (1-е место среди российских железных дорог). Основные линии: Петербург - Варшава и Ландварово - Вержболово (движение открыто в 1862); Рига - Тосно (1870); Тапс - Валк и Псков - Рига (1889); Ораны - Сувалки - Гродно (1899), Пыталово - Сита (1902), Кегель - Гансаль (1905). Протяжённость (1913) - 2537 вёрст (в т. ч. 1279 вёрст - двухколейный путь). Дорога находилась в ведении МПС; управление - в Петербурге. На дороге построен ряд искусств, сооружений, возведённых в России впервые, в том числе железнодорожный мост решётчатой системы через р. Лугу (инж. С. В. Кербедз) и два железнодорожных тоннеля - Панарский дл. 427 м и Ковенский дл. 1280 м (инж. Г. Ф. Перрот). В подвижном составе 880 паровозов, 14 538 товарных, 1713 пассажирских вагонов. В ведении дороги железнодорожные мастерские в Петербурге, Ревеле, Ковно, Вильно, 20 училищ для подготовки рабочих кадров.

В 1918 часть линий дороги передана НКПС. По состоянию на начало 1991 основные линии в составе Октябрьской железной дороги, Прибалтийской железной дороги, Белорусской железной дороги, некоторые отошли от России.

Лит.: Краткий очерк деятельности Северо-Западных железных дорог..., П., 1915.