Свердловская железная дорога

Несмотря на то, что первая полноценная железная дорога России с собственным подвижным составом на паровой тяге появилась именно на Урале (дорога Е.А. и М.Е. Черепановых, Нижний Тагил, колея 1645 мм), полномасштабное строительство железных дорог здесь началось только в 1870-х гг. Первой в пределах Большого Урала железной дорогой введённой в эксплуатацию (в 1877 г.) стала линия Самара-Оренбург на Южном Урале, имевшая выход на общероссийскую сеть (ныне в составе Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог).

Проекты железной дороги на Среднем Урале появились в 1860-х гг.: В.К. Рашет (управляющий Нижнетагильским горным округом, 1861), И.И. Любимов (Пермский городской голова, 1868) и др. После ряда изысканий в конце 1873 г. был окончательно утверждён маршрут будущей дороги: от Екатеринбурга через Кушву и село Камасино до Перми с ветвями к Луньевским каменноугольным копям и к Билимбаевскому заводу (вторая впоследствии исключена из проекта). 22 февраля 1874 г. императором Александром II было дано разрешение на строительство дороги и утверждён устав «Общества Уральской горнозаводской железной дороги». В 1875 г. началось строительство, которым руководили купец П.И. Губонин (главный подрядчик) и В.Ф. Голубев (главный инженер).

В 1878 году строительство основной части Уральской горнозаводской железной дороги протяженностью 669 вёрст было завершено и 1(13) октября 1878 года была начата её регулярная эксплуатация. Несмотря на то, что первые 18 лет своего существования дорога имела островной характер, её постройка имела чрезвычайно важное значение для развития уральской промышленности: она позволила постепенно отказаться от сложного и опасного водного пути по мелководной р. Чусовой. Через год, в сентябре 1879 г., было достроено и пущено в эксплуатацию ответвление к Луньевским каменноугольным копям (участок Чусовская-Усолье, через Кизел).

В 1883—1885 гг. построена Екатеринбург-Тюменская железная дорога с ответвлением на Каменский завод (ст. Островская, ныне в черте г. Каменска-Уральского) от разъезда Оверино (ныне в черте г. Богдановича).

C 1 января 1888 г. в соответствии с декретом департамента государственной экономии Государственного совета Уральская горнозаводская и Екатеринбург-Тюменская железные дороги объединены в Уральскую железную дорогу, которая перешла в казённую собственность.

В октябре 1896 года сдан в эксплуатацию участок Екатеринбург-Челябинск Сибирской железной дороги, что обеспечило соединение Уральской железной дороги с общероссийской сетью железных дорог. 1 января 1898 г. этот участок был передан из Сибирской ж/д в состав Уральской, которая получила наименование Пермь-Тюменской железной дороги.

В течение 1899 года поэтапно запущена в эксплуатацию Пермь-Котласская железная дорога (Пермь-Глазов-Вятка-Котлас) протяжённостью 448 вёрст, обеспечившая выход в бассейн Северной Двины. 5 ноября 1899 г. Высочайшим соизволением предписано объединить с 1 января 1900 г. Пермь-Тюменскую и Пермь-Котласскую железные дороги в Пермскую железную дорогу, общая протяженность которой составила 2100 вёрст. Это наименование, несмотря на многочисленные преобразования (в том числе перевод управления дороги из Перми в Екатеринбург в 1919 году) и революционные потрясения, сохранялось (с небольшим перерывом) вплоть до 1953 года.