Ташкентская железная дорога

Казённая железная дорога, построенная в 1877-1906. Проходила по территории Оренбургской, Самарской губерний, Сырдарьинской, Уральской, Тургайской областей. Связывала центр России с Казахстаном и Средней Азией. Способствовала экономическому развитию Средней Азии, росту переселенческого движения; дала возможность вывоза хлеба в Среднюю Азию, Основные линии: Кинель - Оренбург (движение открыто в 1877), Оренбург - Кубек (1905), Кубек - Ташкент (1906). Строительство северного участка дороги возглавлял А. И. Урсаги, южного - О. П. Вяземский. Протяженность (1913) - 2094 версты (одноколейная). В подвижном составе 552 паровоза, 7853 товарных и 655 пассажирских вагонов. На дороге построены железнодорожные мастерские (в Оренбурге, Актюбинске, Ташкенте). На Ташкентской железной дороге были построены зернохранилища (ст. Новосергиевская, Платовка), элеватор в Оренбурге (на 200 тыс. пудов); открыто 13 железнодорожных училищ, библиотеки. Чистый доход - в пределах 5% от осн капитала (184,2 млн. руб. в 1913).

Ташкентская железная дорога образована при соединении казённой линии Оренбург - Ташкент и Оренбургской железной дороги, построенной акционерным обществом Оренбургской железной дороги (устав утверждён в 1874). В 1893 дорога передана в казну и присоединена к казённой Самаро-Златоустовской железной дороге, с 1905 получила название Ташкентской. Находилась в ведении МПС; управление в Оренбурге. В мае 1918 дорога передана НКПС. По состоянию на начало 1991 линии Ташкентская железная дорога входит в состав Южно-Уральской железной дороги, Среднеазиатской железной дороги и Западно-Казахстанской железной дороги.