Царскосельская железная дорога

30 октября (11 ноября по новому стилю) в 1837 г. состоялось торжественное открытие первой российской железной дороги массового пользования — Петербург и Царское Село были соединены однопутной железнодорожной колеей, по которой пошли поезда. Как же все это происходило? Как родилась первая железная дорога — плод труда австрийского инженера Франца Герстнера и его российских сподвижников? Используя некоторые исторические материалы, попытаемся представить себе особую важность событий 1836-1837 гг., которые дали толчок развитию железных дорог, экономики и всего жизненного уклада нашей огромной страны.

Многие технические новшества того времени вошли в быт благодаря поддержке Николая I, который как бывший генерал-инспектор по инженерной части понимал значение технического прогресса. Многие из них были внедрены сначала при Императорском дворе. С морской резиденцией Петергофом связано широкое использование императорских пароходов, с Царским Селом — первый опыт железнодорожного строительства, проведение телеграфа...

Стремительно наступал век пара. На смену конным рельсовым дорогам в Англии приходят паровозы. В начале XIX века английские изобретатели демонстрировали свои первые паровозы.

В 1814 г. строит паровоз Д. Стефенсон, под руководством которого в 1825 году на северо-западе Англии была проложена Стоктон-Дарлинская железная дорога протяженностью 56 км. По ней перевозились не только уголь, но и пассажиры. В 30-х гг. появилось несколько железных (точнее чугунных) дорог в Англии, Франции и Бельгии. В 1835 году два локомотива — «сухопутных парохода» — были построены отцом и сыном Черепановыми для «чугунки» Выйского завода. По традиции в народе первые паровые локомотивы долго назывались пароходами, или «сухопутными пароходами». Но, чтобы можно было железнодорожные локомотивы отличать от «водяных пароходов», известных в России с 1815 г., именно в это время в русской печати начал утверждаться термин «паровоз». Не сразу получил распространение и термин «рельс», «рельсы». Чугунные тогда рельсы сначала назывались «грифами», «брусьями», «полосами», «шинами» и «колесопроводами».

Но правительство Российской империи никак не могло решиться на строительство собственной железной дороги.