Целинная железная дорога

Пролегает по территории Северного и Центрального Казахстана - Кустанайской, Тургайской, Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Целиноградской, Павлодарской, Карагандинской и Джезказганской областям. Управление дороги в Целинограде. Эксплуатационная длина дороги (1991) - 5750,3 км. В состав дороги входят 5 отделений: Кокчетавское, Целиноградское, Кустанайское, Павлодарское, Карагандинское.

Целинная железная дорога выделена в мае 1977 из состава Казахской железной дороги. Целинная железная дорога выполняет роль связующего звена между железными дорогами европейской и азиатской частей страны; включает участки крупнейших линий широтного направления: Южно-Сибирской от ст. Кулунда до ст. Тобол и Среднесибирской от ст. Кзыл-Ту до ст. Золотая Сопка. Важной частью дороги является участок Петропавловск - Моинты. В состав дороги входят также однопутные участки, ответвления от магистральной железной дороги: Жарык - Джезказган, Моинты - Саяк, Темиртау - Караганда, Атасу - Каражал, Ерментау - Айсары, Маралды - Тузкала, Есиль - Аркалык, Тобол - Джетыгара - Лисаковск. Основные узловые станции дороги: Целиноград, Караганда-Сортировочная, Жарык, Моинты, Ерментау, Экибастуз, Павлодар, Кокчетав, Новоишимская (Пески Целинные), Есиль, Кустанай, Тобол. Дорога обслуживает Северный и Центральный Казахстан с сельскохозяйственными районами и крупными территориально-промышленными комплексами, играет важную роль в развитии экономики этого региона.

Особенности работы Целинной железной дороги и её развитие определились её ролью в обеспечении транспортным обслуживанием территориально-производственных комплексов; в осуществлении транспортных связей центра страны, где сосредоточены основные потребители различных сырьевых ресурсов, находящихся в восточных районах. Рост перевозок потребовал технической оснащённости магистрали, направленной на увеличение пропускной и провозной способности дороги. В составе дороги линии, построенные в 20-30-е гг.: участок Петропавловск - Кокчетав, проложенный в 1922 и продлённый до ст. Курорт-Боровое с выходом на Транссибирскую магистраль в 1927 и на Акмолинск (ныне г. Целиноград) в 1929. В 1924 введён в эксплуатацию участок Кулунда - Павлодар; в 1931 завершено строительство линии Акмолинск - Караганда, предназначенной для вывоза угля. В 1940 введено в эксплуатацию 806 км железнодорожного пути на участке Карталы - Акмолинск; в 1953 линия Акмолинск - Павлодар протяжённостью 438 км. Большое железнодорожное строительство способствовало освоению целинных земель и развитию Павлодаро-Экибастузского промышленного комплекса. В 1955 построены вторые пути на направлении Акмолинск - Карталы; для вывоза зерна из глубинных р-нов проложены узкоколейные линии: Атбасар - Краснознаменская, Ковыльная - Ломоносовская, Кокчетав - Володарское (1956), Кустанай - Урицкое (1957), Атбасар - Тахтаброд (1958). Наряду с этим построены новые линии Курган - Пески Целинные, Кокчетав - Кзыл-Ту, Кустанай - Тобол - Джетыгара, Пески Целинные - Новоурицкое, Пески Целинные - Кокчетав, Есиль - Аркалык, Ерментау - Айсары, Солонички - Карагайлы.

В начале 60-х гг. на дороге осуществлён переход с паровозной на тепловозную тягу, начаты работы по электрификации: линия Караганда - Целиноград (1964), Целиноград - Атбасар - Тобол (1968). В 70-80-е гг. для завершения формирования Среднесибирской магистрали введена в эксплуатацию железнодорожная линия Кустанай - Новоурицкое; построены вторые пути на грузонапряжённом направлении Целиноград - Кокчетав - Новоишимская; электрифицированы участки Целиноград - Экибастуз (1980), Целиноград - Кокчетав (1984). Общая протяжённость электрифицированных линий на дороге составила к 1991 ок. 40% эксплуатационной длины, электровозами осуществляется до 75% перевозочной работы. Получили значительное развитие крупные железнодорожные узлы Кустанай, Тобол, Кокчетав, Новоишимская, Целиноград, Экибастуз, Павлодар, Караганда. Проведены реконструкция, расширение локомотивных и вагонных депо и строительство новых.

Дальнейшее развитие получило путевое и энергетическое хозяйство. Интенсивно внедряются современные средства автоматики, телемеханики и связи. Автоблокировкой оборудовано 67,6% эксплуатационной длины пути, диспетчерской централизацией - 52,2%. Число стрелочных переводов, включённых в электрическую централизацию, составляет 94% от общего числа централизованных стрелочных переводов, 60% из них оборудовано пневматической очисткой. Автоматизирован труд поездных диспетчеров с внедрением диспетчерской централизации систем "Минск-2" и "Дон" на микропроцессорах. Механизированы сортировочные горки на ст. Павлодар и Кокчетав. На ст. Целиноград и Караганда-Сортировочная в 1991 начали работать механизированные горочные комплексы, разработанные в Рижском институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1975 успешно применяется вычислительная техника (от ЭВМ "Минск-32" до машин ЕС-1066), организован целиноградский ВЦ. На дороге впервые на сети создана локальная вычислительная сеть из четырёх ЭВМ, позволяющая реализовать новую маршрутную технологию перевозок с использованием электронной дорожной ведомости. С 1988 применяются персональные ЭВМ. Высокая техническая оснащённость способствовала успешному удовлетворению потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Грузонапряжённость дороги составляет 39,3 млн. т/км. Большинство грузов (до 70%) отправляется маршрутами. Грузовой поезд в среднем весит до 4000 т, угольные маршруты формируются в тяжеловесные поезда до 9000 т, рекордный маршрут из 194 вагонов доставил из Экибастуза в Тобол 18133 т. угля (1983).

Впервые в мировой практике на дороге совместно учёными ВНИИЖТ и специалистами магистрали был успешно проведён в 1983 сверхтяжеловесный поезд, гружённый 30 000 т угля, от ст. Экибастуз до ст. Карталы (1116 км). В 1986 на 300-километровом участке был проведён сверхтяжеловесный состав с грузом 43 407 т, длина поезда достигла 6,5 км.

В конце 80-х - начале 90-х гг. на дороге действовал договор о трудовом содружестве железнодорожников, угольщиков и энергетиков Казахстана, Урала и Сибири, способствовавший организации ритмичной поставки и созданию запасов топлива на электростанциях; организованы перевозки угля кольцевыми маршрутами.

Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1981).