Уссурийская железная дорога

Казённая железная дорога, первый участок Транссибирской магистрали, построенный в 1891 - 1900. Основные линии: Владивосток - Никольск-Уссурийский (движение открыто в 1893), Никольск-Уссурийский - Муравьёв-Амурский (1894), Муравьёв-Амурский - Иман (1895), Иман - Хабаровск (1897), Никольск-Уссурийский - Гродеково (1900). Протяжённость (1913) - 910 вёрст (одноколейный путь). Соединяла Приморский край с побережьем Тихого океана. Прокладка железной дороги способствовала экономическому развитию прилегающих районов, расширению внешнеторговых связей (через ст. Пограничная), усилению стратегии, значения Владивостока. Предварительные и окончательные изыскания на участке Владивосток - Иман (Южно-Уссурийская железная дорога) и строительство линии возглавлял до окт. 1892 А. И. Урсати; затем строительство возглавил О. П. Вяземский. Линия железной дороги проходила по сильно пересеченной местности, строительство велось в трудных климатических условиях (обильные дожди, ветры, перепады температур). К кон. 90-х гг. на дороге было построено 260 искусственных сооружений, в т. ч. мосты через реки Хор, Бикин, Иман, Уссури, Ледгу (78 металлических и 150 деревянных); двухпутный тоннель через Кипарисовский перевал (длина ок. 0,4 версты), а также 39 раздельных пунктов. Многие станции и разъезды получили название по именам строителей (Вяземская, Иловайская, Гедике, Дормидонтовка, Прохаско, Эбергардт, Бочарово и др.). Рабочее движение открывалось по мере укладки пути, временная эксплуатация по всей Южно-Уссурийской железной дороге от Владивостока до Имана началась в 1894, по Северо-Уссурийской железной дороге - в окт. 1897. В постоянную эксплуатацию вся Уссурийская железная дорога сдана в ноябре 1897. В подвижном составе дороги к этому времени было 187 паровозов, 2899 товарных и 157 пассажирских вагонов. На дороге работали железнодорожные мастерские (на ст. Муравьёв-Амурский и Никольск-Уссурийский). Дороге принадлежали больницы и училища для подготовки машинистов, телеграфистов и рабочих различных специальностей. Чистый доход дороги составлял 1,7% от осн. капитала (72,8 млн. руб. в 1913).

Уссурийская железная дорога находилась в ведении МПС; управление во Владивостоке. В 1906 передана обществу Китайско-Восточной железной дороги. По состоянию на начале 1991 в составе Дальневосточной железной дороги.