Южно-Уральская железная дорога

Пролегает по территории Казахстана, Башкирии, Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, а также части Куйбышевской и Свердловской областей России. Управление дороги в Челябинске. В состав дороги входят отделения: Златоустовское, Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское. Эксплуатационная длина дороги (1991) - 4934,9 км. Основные узловые станции: Челябинск, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш. Дорога образована в январе 1934 при разделении Пермской железной дороги и слиянии с рядом линий, проходящих по районам Южного Урала. На территории, обслуживаемой дорогой, находятся старейшие участки железнодорожной сети, движение по которым началось в 60-80-е гг. 19 в. В 1877 началась эксплуатация линии Оренбург - Самара; в 1892 завершено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги. В 1891 началось сооружение южного хода дороги, ставшего впоследствии частью Транссибирской магистрали, от ст. Миасс (в честь 100-летия сооружения магистрали в 1991 установлена памятная стела). В 1882 от Челябинска развернулось строительство западного участка Транссибирской магистрали на Курган (1895), продолженного затем до Петропавловска. В 1895 была завершена прокладка пути на линии Челябинск - Екатеринбург.

Значительное развитие дорога получила в 30-е гг., когда были построены линии Челябинск - Синарская (Каменск-Уральский), Карталы - Акмолинск, уложены вторые пути и оборудован путь автоблокировкой на всём главном ходу от Челябинска до Макушино. В то же время в эксплуатацию были приняты мощные паровозы серий ФД, СО, ИС. Реконструкция дороги, законченная к 1940, позволила увеличить грузооборот в 2,4 раза, повысить производительность труда в 2 раза.

В годы Великой Отечественной войны проведён комплекс мероприятий, обеспечивших первоочередное и беспрепятственное движение поездов, осуществлено развитие ряда узлов и станций, строительство новых. По предложению машиниста депо Челябинск П. А. Агафонова для фронта организованы паровозные колонны; 22 колонны были созданы в депо Курган, Троицк и ряде др. Южно-Уральские железнодорожники строили бронепоезда, поезда-бани и санитарные поезда. Из железнодорожников было сформировано 2 военно-эксплуатационных отделения по 2,5 тыс. чел.

В послевоенные годы дорога получила новое техническое оснащение, позволившее значительно увеличить провозную и пропускную способность. Внедрение электровозной тяги началось в 1945 на участке Челябинск - Златоуст. В 1949 электрифицирован участок Златоуст - Кропачёво, а затем Курган - Макушино, Челябинск - Курган (1957), Макушино - Исилькуль (1961), в результате чего весь путь от Москвы до Байкала протяжённостью 5400 км был полностью переведён на электрическую тягу. На участках Челябинск - Свердловск, Челябинск - Троицк - Карталы - Магнитогорск к нач. 70-х гг. была введена тепловозная тяга. В те же годы на ряде участков проложены вторые пути, реконструированы Челябинский, Курганский, Магнитогорский и другие узлы. Сдачей в 1980 в эксплуатацию линий Сакмарская - Мурапталово и в 1981 линии Красногвардеец - Новоперелюбская закончилось формирование границ дороги.

Дорога - одна из важнейших магистралей в юго-восточном районе России. Составляя 3,4% от общей протяжённости железных дорог (1990), дорога выполняет около 7% общесетевого грузооборота, грузопротяжённость дороги в 2 раза превышает среднесетевую, на отдельных участках в 5 раз. Приписной парк магистральных тепловозов состоит из локомотивов серий 2ТЭ10 и ТЭЗ. Маневровая работа выполняется в основном тепловозами 4МЭЗ. В пригородном сообщении эксплуатируются электропоезда ЭР2, ЭР9П, ЭР9Е. В конце 80-х гг. электрифицированные линии составили на дороге около 60% (в 2 раза больше среднесетевого), выполняют около 86% грузооборота; обслуживаются электровозами переменного тока серии ВЛ80, постоянного тока серии ЧС7, а также серии ВЛ10, эксплуатируемых по системе многих единиц, что позволило перевозить на главном ходу Исилькуль - Челябинск - Кропачёво тяжеловесные маршруты массой до 6000 т без перелома веса поезда. Реконструкция участковых станций Челябинск-Южный, Златоуст, Кропачёво, Курган, Петрозаводск, Шадринск, Орск дала возможность выполнять формирования и пропуск длинносоставных маршрутов по 400 осей в направлении Орск - Карталы - Челябинск - Курган - Петропавловск - Исилькуль, а также регулярное вождение поездов длиной 71 условный вагон. Вождение тяжеловесных и длинносоставных поездов потребовало усиления пути и реконструкции других устройств. На всём главном ходу от Кропачёво до Исилькуля и на большей части южного хода (Челябинск - Карталы - Орск - Оренбург) уложены рельсы типа Р65 и Р75, в т. ч. 85% объёмно-закалённых; весь путь - на щебёночном и асбестовом балласте. Автоблокировкой и диспетчерской централизацией оборудовано 82,9% эксплуатационной длины, электрической централизацией - 90% стрелочных переводов. Телеуправление и автоматика введены в системах электро- и энергоснабжения; используется вычислительная техника. Автоматизированные системы управления сортировочными станциями внедрены на ст. Челябинск, Орск, Оренбург. Совершенствуется эксплуатационная работа на основе использования комплексной автоматизированной системы управления перевозками.

Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971).