Паромные переправы

Ушедшее столетие характеризуется значительным развитием кооперации в сфере транспортной деятельности. Наибольшее распространение в мировой практике получила кооперация между железнодорожным и автомобильным, железнодорожным и водным (морским, речным) видами транспорта.

Передача грузов с одного вида транспорта на другой способом перевалки - сложный и трудоемкий процесс, при котором не могут в достаточной мере гарантироваться такие качества транспортного обслуживания, как сроки доставки, сохранность потребительских свойств перевозимой продукции и сохранность груза в пути следования.

Бесперевалочные смешанные сообщения впервые возникли в сфере совместного использования железнодорожного и водного (морского) транспорта. Это потребовало создания специального судна-парома, приспособленного для перевозки железнодорожных вагонов. Первый в мире железнодорожный паром был введен в эксплуатацию в 1851 г. на линии между Грантоном и Бернтайлендом в заливе Ферт-оф-Форт. Годом позже в Шотландии открылась вторая линия, соединившая пункты по заливу Ферт-оф-Тей. В 1882 г. была открыта первая немецкая железнодорожная паромная линия на острове Рюген между Штральзундом и Альтерфером. Эти паромные линии просуществовали недолго.

В 1883 г. открывается паромная переправа в Дании через пролив Большой Бельт, соединившая кратчайшим путем порты Нюборг и Корсер, расположенные на соседних островах. Это первая паромная переправа из построенных в прошлом веке, которая продолжает действовать и сегодня, спустя более 100 лет. Протяженность ее 25 км.

В прошлом столетии были открыты еще 10 железнодорожно-паромных переправ, из них шесть - на внутренних линиях (в США, Канаде, Италии) и четыре - на международных (две между Швецией и Данией и две между Канадой и США). Последние две переправы действуют и сегодня. Международные паромные линии, соединявшие Швецию и Данию, были закрыты в 1986 г. в связи с недостаточной провозной способностью. Этому способствовала организация в 1986 г. железнодорожно-паромного сообщения между Швецией и ФРГ через Данию. С открытием паромных линий Хельсингборг (Швеция) - Копенгаген (Дания) и Редбю (Дания) - Путгарден (Германия) время доставки грузов из Швеции в Германию по сравнению с перевозкой в железнодорожно-морском сообщении сократилось на 24 ч.

Более широкое распространение в мире железнодорожно-паромные сообщения получили в XX веке. В основном они заменили смешанное железнодорожно-морское сообщение. В пользу паромного сообщения говорило то, что железнодорожные паромные линии, как правило, короче трасс грузовых судов, простой паромных судов в портах меньше, чем грузовых. Кроме того, отсутствие необходимости перегружать грузы снижает расходы на упаковку и позволяет избежать повреждений перевозимых грузов и связанных с этим потерь. В результате значительно сокращаются сроки доставки грузов, обеспечивается относительная дешевизна перевозок, повышается качество обслуживания клиентуры транспорта.

На переправе Варнемюнде - Гесер перевозки осуществлялись речным судном, которое развивало скорость при пересечении Восточной Балтики 12 узлов. Длина железнодорожных путей, уложенных на пароме, составляла 78 м. В 1909 г. начались паромные перевозки между Германией и Швецией (Заснитц - Треллеборг). В настоящее время на этих линиях работают паромные суда постройки 70-х - начала 80-х годов: "Рюген", "Росток" и "Треллеборг". Грузоподъемность железнодорожной палубы парома "Рюген" 1670 т. Эта палуба вмещает 37 грузовых вагонов при общей длине путей 480,3 м. На автомобильной палубе может разместиться 12 грузовых или 73 пассажирских автомобиля общей массой 468 т. Скорость движения 20,3 узла. Грузовой паром "Росток" имеет на железнодорожной палубе пять путей, которые вмещают 49 грузовых вагонов общей массой 1900 т. Грузоподъемность автомобильной палубы 600 т, вместимость - 21 грузовой автомобиль. Скорость движения 20,5 узлов. Наиболее крупным паромным судном на этом маршруте является шведское "Треллеборг", эксплуатируемое с 1982 г. Оно вмещает 55 грузовых вагонов, 22 грузовых автомобиля и 800 пассажиров. Скорость парома 19 узлов. В настоящее время важное место в перевозках на Балтийском море занимает порт Любек (Германия).

Он обслуживает 10 регулярных паромных линий, связывающих его с Данией, Швецией и Финляндией. Грузооборот порта в паромном сообщении в 1985 г. составил 11,8 млн. т, или примерно 81% общего грузооборота. В том числе было перевезено: 183 тыс. грузовых автомобилей, 18 тыс. железнодорожных вагонов, 30 тыс. контейнеров и 37 тыс. контрейлеров.

С 1924 г. осуществляются регулярные паромные перевозки между Великобританией и европейским континентом. Первой паромной линией через Ла-Манш была переправа Харидж - Зебрюгге, обеспечившая кратчайшую связь между Великобританией и Бельгией. В 1936 г. организуется паромное сообщение с Францией. На этих направлениях в течение долгого времени использовали транспорт времен первой мировой войны. В 1967 г. появилась вторая паромная линия, связавшая Великобританию с Францией, - Харидж - Дюнкерк. Эта линия была закрыта в связи со строительством тоннеля под проливом Ла-Манш, вызвавшим реорганизацию железнодорожных грузовых перевозок.

Три железнодорожные паромные переправы действуют в Италии. Одна из них была открыта еще в 1905 г. через Мессинский пролив. В настоящее время на ней курсируют семь судов. Паромная линия через Тирренское море, существующая с 1961 г., связывает материк с островом Сардиния. Паромный флот, используемый на этой линии, недавно пополнился судном новейшей конструкции. На его борту установлены электронные системы диагностирования неисправностей и микроЭВМ для управления двигателями и контроля за работой системы электроснабжения. Судно вмещает 80 грузовых вагонов.

На Черном море функционируют три железнодорожные паромные переправы. Одна из них, протяженностью 4 км, пересекает Керченский пролив между Крымом и Кавказом. В 1958 г. в проливе Босфор была открыта паромная переправа между портами Сиркели и Хайдар, расположенными на европейском и азиатском берегах Турции. На этой линии протяженностью 2 км курсируют три парома. Третья железнодорожная переправа в регионе Черного моря открыта в 1978 г. между бывшим СССР и Болгарией (Ильичевск - Варна). Протяженность линии 458 км. На переправе работают четыре трехпалубных парома с 15 путями, на которых можно установить 108 грузовых вагонов.

В Японии наиболее значительные перевозки осуществляются на линии Аомори - Хокадате через пролив Цугару, обслуживаемой 13 паромными судами. Еще одна паромная линия пересекает пролив Уно между портами Уно и Такамацу. Здесь курсируют четыре парома. Имеются три паромные переправы во внутреннем Японском море, из которых самая большая Нихори - Мацуями длиной 37,9 км.

В США эксплуатируются две внутренние железнодорожные паромные переправы на озере Мичиган.

На Африканском континенте все железнодорожные паромные линии сосредоточены на озере Виктория. Перевозки осуществляются между Угандой и Танзанией, Танзанией и Кенией.

По одной паромной линии задействовано в Южной Америке (через озеро Титикака) и Новой Зеландии (через пролив Кука).

Протяженность большинства железнодорожно-паромных переправ мира не превышает 200 км. Переправы самой большой протяженности действуют на Американском континенте (в регионе Тихого океана). Это Сиэтл (США) - Принс-Руперт (Канада) протяженностью 2620 км и Канада - Аляска протяженностью 2000 км. На этих переправах работают океанские буксиры, которые могут тянуть до трех барж. Вместимость каждой баржи составляет 50 грузовых вагонов. Самой протяженной (1018 км) паромной переправой в Европе является Травемюнде (Германия) - Ханко (Финляндия). Она открыта в 1975 г. Для обеспечения перевозок был сконструирован трехпалубный паром, рассчитанный на перевозку 65 грузовых вагонов. В 1979 г. длина парома была увеличена, в результате чего его вместимость (в вагонах) возросла на 30%. В 1984 г. введен второй паром. Эта переправа имеет важное значение для экономических связей Финляндии со странами Западной Европы, особенно с Германией. Сегодня большая часть экспортно-импортных грузов между этими двумя государствами перевозится на паромах.

Перевозки грузов в железнодорожно-паромном сообщении развивались благодаря строительству новых паромных линий и увеличению мощности паромного флота, который значительно реконструирован и пополнен новыми судами.

В ближайшей перспективе предполагается построить более 20 железнодорожных переправ, общей протяженностью несколько сотен километров.

Железнодорожные паромные переправы стран экс-СССР:

Наименование паромной переправы Местонахождение переправы Протяженность, км Год открытия Число паромов на линии Время движения, ч Вид перевозок
Мукран - Клайпеда (Германия - Литва) Балтийское море 521 1986 4 20 Грузовые
Варна - Ильичевск (Болгария - Украина) Черное море 458 1978 4 17,0 Грузовые
Крым - Кавказ Черное море 4 1955 2 0,25 Пассажирские, Грузовые
Баку - Красноводск Каспийское море 306 1963 10 12 Пассажирские, Грузовые
Ванино - Холмск Татарский пролив 394 1973 8 16 Пассажирские, Грузовые