Железнодорожные вокзалы

Все поездки по железной дороге, как правило, начинаются и заканчиваются в здании вокзала.

Первое упоминание о вокзале относится к XVII веку и связано с именем Джейн Вокс. Ей принадлежали парк и увеселительное заведение, располагавшиеся на левом берегу Темзы в предместье Лондона и носившие название Voxhall. В России одно из первых пассажирских зданий в Павловске под Петербургом стало называться вокзалом, так как одновременно являлось концертным залом. Поэтому в России слово "вокзал" было нарицательным.

За более чем 160-летнее развитие вокзалы изменялись от скромной одноэтажной постройки в Дарлингтоне (1825 г.) до величественных, монументальных, соперничающих с лучшими творениями мирового зодчества архитектурных ансамблей, оснащенных новейшими техническими средствами и передовой технологией, способных принять в свои многоэтажные корпуса одновременно десятки тысяч пассажиров.

Следуя психологии пассажира, легко понять его стремление как можно быстрее, вверяя себя заботам железнодорожного сервиса, добраться до места своего назначения. Но это - современный пассажир. На заре железных дорог требовались усилия, чтобы привлечь пассажира. В зданиях вокзалов устраивались концерты, различные празднества. Это наложило своеобразный отпечаток на стилевые особенности возводимых в то время вокзалов, более напоминавших дворцы, нежели служебные здания.

Однако по мере роста популярности железнодорожных сообщений благодаря бурному развитию промышленно-экономических связей вокзал довольно быстро освобождался от своих развлекательных функций. Из своеобразного аттракциона, каковым первое время был железнодорожный транспорт вообще, вокзал превращался в делового посредника, слугу пассажира, приспосабливаясь к его потребностям, расширяя сферу и повышая качество предоставляемых услуг. Конечно, обслужить несколько десятков или даже сотен пассажиров значительно проще, нежели многотысячный пассажиропоток, пропускаемый современными вокзалами-гигантами.

Задача улучшения качества обслуживания пассажира, создания необходимых удобств существовала всегда. Постоянное стремление максимально упростить пересадку пассажиров с городского транспорта на железнодорожный привело к необходимости строительства крытых платформ вдоль перронных путей, для заезда непосредственно к вагонам поезда частных экипажей, а впоследствии и городского транспорта общего пользования. Пионерами этого вида услуг были английские вокзалы Кингc - Кросс, Паддингтон, Сент-Панкрасс и др.

С развитием сетей железнодорожных сообщений и ростом объемов перевозок многие вокзалы превращаются в крупные пересадочные узлы. Появляются разные категории пассажиров: транзитные, требующие к себе со стороны вокзальных служб повышенного внимания, пригородные (наиболее массовые) и, конечно, пассажиры дальнего и местного сообщений, для которых данный вокзал - начальный пункт отправления. Здесь уже не обойтись простым дублированием основных вокзальных помещений с разбивкой их на классы. Транзитного пассажира необходимо принять, разместить, обеспечить компостирование проездных документов; пригородному в первую очередь необходимы широкие непересекающиеся проходы к поездам и на городскую площадь.

Пассажир все более ценит свое время, оставаясь приверженцем коротких и удобных внутривокзальных маршрутов, для чего служат эскалаторные линии, подземные и наземные переходы. Организуется прямое сообщение пригородных зон с городскими линиями метро. На вокзалах разворачиваются службы питания, бытовых услуг и медицинского обслуживания, почта, телеграф и предоставляются многие другие услуги. В необходимых случаях строятся объединенные вокзалы различных видов транспорта.