Азербайджанская железная дорога

Расположена в пределах Азербайджана. Управление дороги в г. Баку. В состав дороги входят отделения: Бакинское, Гянджинское и Нахичеванское. Дорога граничит с Закавказской ж.д. (ст. Беюк-Кясик и Шаур), с Северо-Кавказской ж.д. (ст. Самур), а также сообщается со Среднеазиатской и Западно-Казахстанской ж.д. паромной переправой на Каспийском море. Эксплутационная длина ж.д. (1991) - 2125 км, в т.ч. 806 км двухпутных путей, 1278 электрифицировано на постоянном токе, 482 км оборудовано диспетчерской централизацией и 1044 км - автоблокировкой. Крупные сортировочные станции - Баладжары, Ширван, Алят; грузовые - Сумгаит, Гюздек, Хырдалан, Кишлы, Баку-товарная, Карадаг, Кущинский Мост, Евлах, Барда, Агдам, Кюрдамир, Мингечаур-Город, Ватага, Кафан, Нахичевань. Станции оборудованы электрической централизацией.

Строительство первого участка дороги - ширококолейной (1524 мм) железнодорожной линии на паровой тяге Баку - Сабунчи - Сураханы протяжённостью 19 км было завершено в 1880. В 1918-19 в период Азербайджанской Демократической республики (АДР) начато строительство участка Алят - Джульфа. Инициаторами строительства выступили министр путей сообщения X. Б. Мелик-Асланов и и. о. начальника ж. д. Т. Б. Мелик-Асланова. В 1924 на А. ж. д. началась электрификация первого в стране участка ж. д. По инициативе народного комиссара путей сообщения Азербайджана Ч. Ильдырыма и начальника Азнефти А. П. Серебровского был электрифицирован участок Баку - Сабунчи - Сураханы, открытие которого состоялось 6 июля 1926. Строительством дороги руководил инженер В. А. Радциг. До 1920 (до установления в Азербайджане Советской власти) было построено 837 км железнодорожных путей. Дальнейшее развитие А. ж. д. получила в 30-е гг.: повышалась пропускная и провозная способность станций, узлов, осуществлялось строительство вторых путей, продолжалась электрификация важнейших направлений, оборудование линий устройствами автоматики и телемеханики, возрастал объём работы, выполняемой промышленным транспортом.

В годы Великой Отечественной войны машинисты дороги поддержали инициативу Н. А. Лунина, направленную на увеличение времени полезной работы паровозов, экономию средств и материалов. Железнодорожники Баку-Баладжарского узла собрали 600 тыс. руб. в фонд обороны для стротельства самолётов; коллективы Бакинского вагоноремонтного завода и Бакинского локомотивного депо построили и отправили на фронт бронепоезда. В годы войны была обеспечена погрузка и отправлено 1 млн. 300 тыс. вагонов, в т. ч. 600 тыс. цистерн с нефтепродуктами.

А. ж. д. обслуживает богатейшие по природным ресурсам и многообразию высокоразвитого промышленного и сельскохозяйственного производства эконом. районы Баку, Нахичевани, Нагорного Карабаха, Апшерона. По дороге перевозятся важнейшие народно-хозяйственные грузы: нефть и нефтепродукты (почти 30% всех отправлений), руда, хлопок, строительные материалы, зерно, соль и различная готовая продукция промышленных предприятий. Большой объём перевозок составляют с.-х. грузы, продукция химической и деревообрабатывающей промышленности, а также грузы пищевой и лёгкой промышленности. Через Каспийскую паромную переправу в Закавказье ввозят лесоматериалы, зерно, хлопок, в обратном направлении отправляют машины и другую продукцию стран Закавказья, Украины и центральных районов России. Основные характеристики перевозочной работы дороги (1991): объём грузовых перевозок - 80 млн. т, перевозки пассажиров - 20 млн. чел. Наиболее развитое пригородное пассажирское сообщение имеет Бакинский узел. Скорость движения поездов возросла в 3 раза. Перевозочная работа осуществляется электровозами (82%) и тепловозами (18%).

Развитие Азербайджанской железной дороги предусматривает строительство третьего главного пути участка Карадаг - Алят, ст. Садарак с соединительным путём длиной 8 км в Турцию и ст. Ходжалы; грузовых дворов на ст. Сальяны и Али-Байрамлы; усиление и реконструкцию локомотивных депо Баку, Сальяны, Гянджа, Минджевань; вагонных депо Кишлы, Гянджа, Кази-Магомед, железнодорожных станций Ширван, Яйджи, Яшма; автоматизацию сортировочной горки ст. Ширван; электрификацию участка Османлы - Сальяны (47 км) и участка Имишли - Джульфа (284 км); введение диспетчерской централизации на Апшеронском пригородном участке, а также диспетчерской централизации на 14 диспетчерских кругах; внедрение системы "Экспресс-2"; замену в локомотивном парке устаревших электровозов на более совершенные (ВЛ-11, 2ТЭ10М, ЗТЭ10М).