Приволжская железная дорога

Добро пожаловать на нашу страницу, посвященную железнодорожным статьям! Здесь вы найдете актуальную информацию о современных трендах, технологиях и изменениях в сфере железнодорожного транспорта.

Приволжская железная дорога расположена на юго-востоке Европейской части России, в районе Нижней Волги и среднего течения Дона, в основном на территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Управление дороги находится в Саратове. В состав дороги входят отделения: Астраханское, Волгоградское, Саратовское, Ершовское. Дорога связывает между собой промышленные города низовья Волги и является важным транспортным звеном между Центром России, Украиной, Средней Азией и Сибирью. Приволжская железная дорога граничит с рядом железных дорог, таких как Северо-Кавказская (станции Трусово, Морозовская, Котельниково), Юго-Восточная (станции Ильмень, Благодатка, Дуплятка), Куйбышевская (станции Громово, Чагра), Южно-Уральская (станция Новоперелюбская), а также с железными дорогами Казахстана (станции Озинки, Аксарайская-2). Эксплуатационная длина дороги составляет 4097 км. Основные узловые станции: Саратов-1, им. М. Горького, Волгоград-1, Астрахань-1, Петров Вал, Волжский, Верхний Баскунчак, Аксарайская-1, Ершов, Балаково, Пугачёвск, Аткарск, Вольск, Анисовка. Дорога была образована в 1953 году в результате объединения большинства участков Рязано-Уральской и Сталинградской железных дорог. Формирование дороги началось в 1868 году с выдачей правительством разрешений на постройку Тамбово-Саратовской линии протяженностью 340 вёрст, которая была открыта в июле 1871 года. Из-за низкой доходности железная дорога была выкуплена в казну в 1883 году, а с 1 апреля 1890 года она была объединена с Козлово-Тамбовской железной дорогой. В 1862 году завершилось строительство железной дороги Царицын - Калач на Дону длиной 73 версты. В 1892 году Козлово-Тамбовская, Тамбово-Саратовская и Рязано-Козловская железные дороги были объединены в общество Рязано-Уральской железной дороги. Этим обществом были сооружены линии Тамбов-Камышин, Покровск (ныне Энгельс) - Уральск и другие. В 1909 году было завершено строительство линии Урбах - Астрахань. В годы Гражданской войны было разрушено более 300 крупных железнодорожных объектов, восстановлению подлежало более 62% паровозного парка и 35% вагонного парка. После войны начались работы по укреплению материально-технической базы. К концу 30-х годов на участке Ртищево - Благодатка - Саратов была введена полуавтоматическая блокировка. В 1937 году на станции Саратов-1 была введена электрическая централизация стрелок. В 1934 году был построен новый железнодорожный мост через Волгу вблизи города Саратов, и ликвидирована паромная переправа. В 1941 году началось строительство новых железнодорожных линий, в том числе Ахтуба - Паромная и Астрахань - Кизляр. В 1942 году была построена Волжская рокадная железная дорога, которая связала Саратовский и Сталинградский узлы. В послевоенные годы в регионе активно развивалась промышленность, осваивались целинные земли. В 1948 году начался переход дороги на тепловозную тягу. В 1959 году был сдан в эксплуатацию первый электрифицированный участок на линии Сталинград-1 - Тракторная. В 1960 году было завершено электрифицирование участков Мамаев Курган – Тракторная Пасс. и Шпалопропитка – Южная, что позволило запустить электропоезда на этих направлениях. В 1965 году был завершен электрифицированный участок Волгоград 1 - Волжский, а с 1967 года началась перевозка сверхплановых грузов. В 1989 году был введен электрифицированный участок Ртищево - Саратов - Анисовка, а в 1991 году электрификация была завершена на участке Трофимовский-1 - Сенная. В 2000-2004 годах завершилась электрификация участка Сызрань – Саратов – Волгоград – Котельниково – Новороссийск, что позволило расширить зону использования электропоездов.