Колея

 

Добро пожаловать на страницу, посвящённую захватывающей и многогранной истории железных дорог. Этот раздел откроет перед вами увлекательное путешествие в прошлое, где вы сможете узнать, как железнодорожный транспорт стал одним из важнейших факторов в развитии мировой экономики, технологий и социальных изменений. Здесь вы познакомитесь с тем, как железные дороги изменяли облик городов, формировали торговые и культурные связи между странами, а также как они влияли на жизнь миллионов людей по всему миру.

Мы расскажем о ключевых событиях и достижениях, которые сыграли решающую роль в становлении железнодорожной отрасли. От появления первых паровозов, таких как знаменитый «Локомотив» Джорджа Стивенсона, до создания магистралей, соединяющих континенты, а также о технологических прорывах, которые позволили железным дорогам стать неотъемлемой частью современной инфраструктуры. Вы узнаете, как развивались сети, как изменялись типы поездов и как железные дороги становились символом прогресса.

Погружаясь в историю, вы также сможете увидеть, как эволюция железных дорог повлияла на развитие высокоскоростного и даже сверхзвукового транспорта, который в наше время позволяет людям перемещаться с невероятной скоростью. Мы подробно расскажем о самых значимых проектах и вехах, таких как строительство первого железнодорожного моста через реку Темзу, появление первых электропоездов и революционные изменения, принесённые высокоскоростными железнодорожными системами в Японии и Европе.

Каждая железная дорога — это не только соединение двух точек на карте, но и часть глобальной истории, полная захватывающих моментов, технологических прорывов и социальных изменений. Откройте для себя эту увлекательную историю, которая продолжает развиваться и сегодня, ведь современная железнодорожная отрасль продолжает совершенствоваться, внедряя инновации и новые решения для улучшения качества жизни людей и эффективности транспорта по всему миру.

Погрузитесь в увлекательное путешествие по времени, открывая для себя, как железные дороги сформировали не только современную транспортную инфраструктуру, но и мир, в котором мы живем сегодня.

Ширина железнодорожных путей на железных дорогах измеряется по внутренним граням головок рельсов.

Кажется, что первые строители железных дорог имели большую свободу в выборе ширины пути. Можно было, например, сделать ширину путей 3 м, что позволило бы значительно увеличить вместимость вагонов. Однако изобретатели железных дорог остановились на ширине пути, равной примерно 5 футам, что соответствует около 1,5 метра. Почему именно эта ширина была выбрана? Она стала результатом исторического развития транспортных путей. Еще первые дороги в Древней Греции и Риме, представлявшие собой углубления в каменном основании, имели ширину 1,5 - 1,6 м, что совпадало с размерами уличных экипажей.

Железным дорогам предшествовали "деревянные конные дороги" XVI и XVII веков, колея которых также составляла около 5 футов. На первых железных дорогах с конной тягой использовались разные размеры путей — от 2 до 5 футов. Например, дорога Мертир-Тайэфайль в Англии имела ширину 5 футов, что соответствовало размерам обычных экипажей. Этот принцип конструкции взаимодействия рельсов и колес сохранился до сих пор.

Предполагают, что эта дорога послужила прообразом для Джорджа Стефенсона при создании первой железной дороги с паровой тягой Стоктон - Дарлингтон в 1825 году. Стефенсон выбрал ширину путей 4'6" (1372 мм), которая соответствовала стандарту для дорог Северной Великобритании, но при проектировании паровоза пришлось немного расширить путь, чтобы разместить паровой цилиндр. В итоге, ширина составила 1435 мм.

Позже такие же размеры получили распространение в Европе и Америке, став известными как "стефенсоновская колея".

Однако сын Джорджа Стефенсона, Роберт, настаивал на большей ширине, предлагая 5 футов (1524 мм), что обеспечивало удобное размещение деталей паровоза.

В то время вопрос выбора ширины путей не рассматривался как важный для единой железнодорожной сети. В Великобритании, где уже строились различные пути, ширина колеи варьировалась. Например, инженер Бринель предложил 7 футов (2135 мм) для Большой Западной дороги, чтобы улучшить условия для движения.

В дальнейшем, несмотря на разнообразие, большинство дорог в Великобритании использовали стандартную стефенсоновскую ширину. А в других странах Европы также велись обсуждения и заключались соглашения о единой ширине колеи.

Таким образом, ширина 4'81/2" (1435 мм) стала основным стандартом для большинства железных дорог Европы и Америки. В России первая железная дорога была построена с более широкой колеей в 6 футов (1829 мм), а позже на Петербурго-Московской дороге была выбрана ширина 5 футов (1524 мм).

Железные дороги с шириной колеи 1435 мм и более называются ширококолейными. Узкоколейные дороги, имеющие размеры от 600 мм до 1000 мм, применяются преимущественно для второстепенных линий.

Сегодня около 75% мировых железных дорог используют стефенсоновскую колею 1435 мм, остальные — более широкие или узкие.