Стартовало тестирование контактной сети для первого этапа высокоскоростной магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург

Первичные испытания контактной сети осуществляются ОАО «РЖД» на специализированном полигоне АО «ВНИИЖТ», расположенном в Щербинке. На этом участке проводятся всесторонние исследования, необходимые для подтверждения безопасности и надежности конструкции при ее дальнейшей эксплуатации.

Тестовый участок протяженностью 800 метров предназначен для проверки совместимости всех компонентов контактной сети и оценки их технических характеристик, включая ключевой параметр – натяжение контактного провода. Важно обеспечить постоянный контакт между токоприемником поезда и проводом при движении со скоростью до 400 км/ч.

Контактная сеть для будущей ВСМ имеет значительные отличия от используемых в настоящее время на железнодорожных линиях страны. Традиционные медные провода заменены бронзовыми, обладающими большей прочностью и устойчивостью к износу. Сечение проводов увеличено в 1,5 раза до 150 мм², что позволяет снизить сопротивление, уменьшить потери мощности и нагрев.

Наряду с компонентами контактной сети на полигоне тестируются системы стационарной диагностики. Установленные на опытном участке 32 датчика отслеживают различные параметры: натяжение, положение в пространстве, температуру и др. В будущем они также будут определять образование наледи.

Помимо стационарных методов диагностики используется передвижная лаборатория ВИКС, оснащенная датчиками и тепловизионными камерами. Она фиксирует более десятка параметров контактной сети, включая геометрию провода и напряжение. Собранные данные автоматически обрабатываются, анализируются и передаются в центр управления инфраструктурой.

Планируется, что ОАО «РЖД» завершит весь комплекс испытаний к весне 2026 года.