Московская железная дорога

Добро пожаловать на нашу страницу, посвященную железнодорожным статьям! Здесь вы найдете актуальную информацию о современных трендах, технологиях и изменениях в сфере железнодорожного транспорта.

Дорога проходит по территории Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Курской, Брянской областей, а также части Владимирской, Пензенской областей и Черниговской и Сумской областей Украины, включая Мордовию. Она была образована в 1959 году в результате объединения нескольких железных дорог (включая Рязанскую, Курско-Донбасскую, Окружную, Калининскую, Киевскую и Северную), с управлением в Москве. Эксплуатационная длина пути в 1990 году составляла 9281 км, из которых 4311 км были электрифицированы. Дорога граничит с Октябрьской, Белорусской, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Горьковской и Северной железными дорогами. В 1991 году в состав входило 13 отделений, Дирекция международных и туристических перевозок, а также более 300 хозяйственных предприятий (депо, станции и т.д.). Основные узлы: Московский железнодорожный узел с пассажирскими, техническими, грузовыми и сортировочными станциями; узловые станции на пересечении Большой Московской Окружной железной дороги с радиальными направлениями, включая крупнейшие сортировочные станции Орехово-Зуево и Бекасово, а также узлы Тула, Орел, Курск, Узловая, Ожерелье, Рыбное, Брянск, Сухиничи, Вязьма, Смоленск, Унеча, Льгов, Калуга, Фаянсовая, Ряжск и Павелец-Тульский.

Старейшие участки были построены в 60-90-е годы 19 века. В 1861 году открылось движение на однопутном участке Москва - Петушки, в 1862 году - между Москвой и Загорском. В 1862-65 годах была построена линия на Рязань, а в 1866-68 годах - на Курск (линия Серпухов - Тула - Орел), в 1870 году - на Александров от Загорска и на Смоленск через Можайск. В 1898 году связь с Брянском и Калугой была обеспечена железнодорожной линией. В 1900 году построена линия на Савелово, а в 1901 году - на Шаховскую. В 1912 году открылся участок на Черусти. Развитие сети продолжилось с прокладкой линии Брянск - Вязьма и БМО в 60-е годы. Электрификация началась в 1929 году на участке Москва - Мытищи, а позднее были электрифицированы участки на Щёлково и Софрино.

Железнодорожники Московской дороги, особенно Московского узла, внесли значительный вклад в индустриализацию страны, участвуя в реконструкции и модернизации железнодорожного транспорта, инициировав многие новшества, такие как увеличение пробега локомотивов за счёт форсировки котлов паровозов и метод кольцевой езды. В 30-е годы в депо Москва-Сортировочная начала работать первая женщина-машинист З. П. Троицкая. Передовые методы труда внедрялись на станциях, например, в 1936 году на станции Люблино-Сортировочная была создана первая механизированная сортировочная горка.

Во время Великой Отечественной войны железнодорожники Москвы оказали огромную помощь фронту. При подготовке контрнаступления под Москвой осенью 1941 года было доставлено более 333 тысяч вагонов с грузами. Для обороны использовались участки Московско-Киевской, Московско-Курской, Московско-Донбасской дорог. В марте-августе 1943 года для сражений на Курской дуге было отправлено 3177 эшелонов с войсками и 2543 поезда с материальными ресурсами.

После войны были восстановлены разрушенные линии, заново построены вокзалы в Смоленске, Брянске, Орле, Курске, а также внедрены новые технологии. В 1947 году прошли испытания тепловозов серии ТЭ; в 1949 году на станции Москва-Курская введена маршрутно-релейная централизация.

В 1947 году прошли структурные преобразования, в результате которых был создан Центральный железнодорожный округ, включающий Курскую, Донбасскую, Рязанскую, Киевскую, Окружную и Северную дороги. Это позволило улучшить координацию и стало основой для формирования единой железной дороги в 1959 году, в состав которой вошли отделения Северной, Калининской, Киевской и Западной дорог. В 1961 году к дороге присоединилась Калининская железная дорога, за исключением Великолукского и Ржевского отделений. Объединение способствовало централизации управления и улучшению технической оснащённости.

В 50-60-е годы на отдельных участках увеличилась грузонапряженность, которая к 1958 году составила 10 млн тЧкм. Это позволило повысить объем перевозок с введением многоосных вагонов и рефрижераторных поездов. На участке Москва - Ожерелье прошли испытания электровоза ВЛ22 мощностью 2400 кВт. В 70-80-е годы в модернизацию дороги было вложено более 2,5 миллиардов рублей, что позволило обновить основное оборудование. На станции Орехово-Зуево и Бекасово были построены крупнейшие сортировочные комплексы. Реконструированы вокзалы, включая Казанский, Киевский и Савёловский.

В начале 90-х годов на дороге были установлены автоблокировки и диспетчерская централизация, автоматизированы все тяговые подстанции. Также был создан Информационно-вычислительный центр, который стал основой для внедрения автоматизированных систем управления и бронирования билетов.

Московская дорога стала лидером по освоению контейнерных перевозок, а в 80-е годы были созданы грузовые комплексы на станциях Товарная Смоленская, Павелецкая, Киевская и Курская. Московский узел является одним из крупнейших в мире, включая два кольца и протяжённость главных путей более 3 тыс. км. В конце 80-х годов дорога занимала первое место по пассажирским перевозкам, обеспечивая около 1,5 млрд пассажиров ежегодно.

Дорога награждена орденом Ленина (1966).