Октябрьская железная дорога
Добро пожаловать на нашу страницу, посвященную железнодорожным статьям! Этот раздел предлагает вам актуальную информацию о самых последних трендах, новейших технологиях и значительных изменениях, происходящих в сфере железнодорожного транспорта. Мы стремимся предоставить вам глубокий анализ текущих процессов, а также обозрение инноваций, которые формируют будущее отрасли.
Здесь вы найдете статьи о том, как современные технологии влияют на развитие железных дорог, от внедрения цифровизации и автоматизации до использования высокоскоростных поездов и экологически чистых решений. Мы расскажем о том, как инновационные материалы и системы безопасности делают железнодорожный транспорт более эффективным, безопасным и устойчивым.
Кроме того, мы будем держать вас в курсе глобальных и региональных изменений, таких как развитие новых транспортных коридоров, запуск крупных инфраструктурных проектов и внедрение новых стандартов в обслуживании пассажиров и грузоперевозках. Все эти изменения касаются каждого, кто использует железнодорожный транспорт, и мы готовы помочь вам быть в курсе самых важных и интересных событий отрасли.
Читайте наши статьи, чтобы узнать о том, как меняется мир железных дорог и какие перспективы открываются для всех участников этого процесса, будь то специалисты, путешественники или компании, связанные с транспортной логистикой.
Объединяет северо-западные участки европейской части отечественных железных дорог, пролегает по территории Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской областей и Карелии. Управление дороги в С.-Петербурге. Эксплуатационная длина пути (1991) 10 186 км, включая 900 км за Полярным кругом. Территория районов тяготения составляет 620 тыс. км2. Октябрьская магистраль граничит с Московской (ст. Поварово I, Осуга, Ховрино, Савелово, Шаховская), Северной (ст. Кошта, Малеяьга, Сонково), Белорусской (ст. Езерище, Алеща), а также с железными дорогами Финляндии (ст. Лужайка, Кивиярви, Светогорск, Сювяоро, Вяртсиля) и Балтии (ст. Иван-город, Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские). Крупнейший узел на Октябрьской магистрали — Петербург, в котором действуют две сортировочные станции — Петербург-Сортировочный Московский (одна из самых крупных на сети и важнейшая по объему грузовых перевозок в Европе) и Шушары. Большие объемы работ выполняются на станциях Ховрино (в пределах Московского узла), а также Волховстрой, Бологое, Березки, Великие Луки, Беломорск. Октябрьская железнодорожная магистраль — вторая по протяженности после Московской и первая по времени постройки ряда участков в России. Изначально в её состав входило четыре ключевые линии. Головной участок Санкт-Петербург — Витебское направление представляла бывшая Царскосельская дорога, с момента открытия которой 30 октября (11 ноября) 1837 года начинается регулярное железнодорожное сообщение в России. В 1838 дорога была доведена до Павловска, а общая длина составила 27,6 км. Паровозная тяга (вместо конной) была введена в 1838 году.
Крупнейшая в середине 19 века Петербург-Московская магистраль была открыта в 1851 году (с 1855 по 1923 называлась Николаевской дорогой) и имела длину 649,7 км. Проект был тщательно проработан, трасса была прямая и без значительных изгибов. Ширина колеи 1524 мм была установлена как стандарт на сети железных дорог России до 70-х гг. 20 века. Подвижной состав был изготовлен на Александровском литейном заводе. На начало эксплуатации на линии было поставлено 164 паровоза и 2669 вагонов. На линии Петербург-Гатчина, головном участке Петербург — Варшавского направления, движение началось в 1853 году. Это была первая в России двухпутная дорога с левосторонним движением, которое было позже изменено на правостороннее в конце 40-х гг. 20 века. Позднее эта дорога вошла в состав Северо-Западных магистралей. Четвертая дорога, составляющая старейшие линии, — между Петербургом и Петергофом (Петродворцом) была открыта в 1857 году и позже продлена до Ораниенбаума, ныне Ломоносов. В 60-х гг. была построена ветка Лигово — Гатчина, продленная позднее до Нарвы и дальше.
В начале 20-х гг. 20 века в состав Октябрьской магистрали вошли бывшие частные дороги, проложенные вдоль правого берега Невы, а также участки, ранее принадлежащие Финляндии, проходившие по территории России: участок Петроград — Госграница (ст. Белоостров), после 1945 года продленный до ст. Лужайка. Этот участок стал головным на Выборгском направлении. В 1959 году Октябрьская магистраль получила в свое распоряжение Ленинградскую дорогу, которая до 1840 года входила в состав Северо-Западных магистралей. В составе этой дороги находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская дорога (Ленинград — Витебское направление), а также линии Ленинград — Варшавского и Ленинград — Балтийского направлений. В 1959 к дороге была присоединена Кировская магистраль (бывшая Мурманская), а в 1963 — часть Калининской. В состав дороги также входят кольцевые линии и ветки, сооруженные для обслуживания Ленинградского узла.
Октябрьская магистраль состоит из 10 отделений: Московское, Бологовское, Ленинград-Московское, Ленинград-Витебское, Ленинград-Финляндское, Псковское, Волховстроевское, Петрозаводское, Мурманское, Ржевское. В работе магистрали преобладает ввоз как из других областей страны, так и из-за рубежа. Вместе с морскими портами она играет важную роль в экспортно-импортных операциях. В 80-е годы Октябрьская магистраль превратилась в высокоразвинутое технически оснащенное направление: на главном Петербург-Московском участке после реконструкции пути была введена эксплуатация скоростных электропоездов ЭР200 и электровозов ЧС200. На основных направлениях была внедрена автоблокировка и диспетчерская централизация. Около 30% линий электрифицировано. На станциях применяются комплексные механизации загрузки вагонов и автоматизированные сортировочные горки.
Магистраль одной из первых завершила восстановление после Гражданской войны и военной интервенции. В 1923 году она была переименована в Октябрьскую. Во время Великой Отечественной войны дорога стала важнейшей фронтовой магистралью, организовав автомобильную и железнодорожную «Дорогу жизни» через Ладожское озеро и «Дорогу Победы» (Шлиссельбург — Поляны). За обеспечение перевозок и восстановление транспортной инфраструктуры звание Героя Социалистического Труда было присвоено 12 железнодорожникам. В 50-60-е гг. были внедрены новшества, которые позволили улучшить перевозочный процесс, например, формирование тяжеловесных поездов и сокращение простоя вагонов. В конце 70-х гг. на первых сортировочных станциях Ленинград-Сортировочный Московский была внедрена автоматизация процесса роспуска составов, что повысило перерабатывающую способность станции на 30%. Новые технологии перевозки удобрений позволили освободить 33 тыс. вагонов.
Магистраль награждена орденом Ленина в 1966 году.