Белорусская железная дорога

18.04.2017

Расположена в пределах Белоруссии. Управление дороги в Минске. В состав дороги входят отделения: Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилёвское, Витебское. Дорога граничит с Октябрьской, Московской, Юго-Западной и Львовской железной дорогой, с железными дорогами Прибалтики, Польши. Крупные узловые станции, работающие на 4 - 6 направлений, - Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилёв, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк.

Эксплуатационная длина дороги (1990) - 5468,1 км. Протяжённость вторых путей и двухпутных вставок составляет 30,3% эксплуатационной длины; рельсы тяжёлого типа (Р65 и более) уложены на 68,6% главных путей, бесстыковой путь составляет 43,4%, на ж.-б. шпалах - ок. 60%,. Автоматической блокировкой оборудовано 67%, диспетчерской централизацией 41% эксплуатационной длины пути, электрической централизацией оборудовано более 95,7% стрелочных переводов. Тепловозной тягой выполняется 84%, а электрической - 16% грузооборота дороги. В общем отправлении грузов ведущее место занимают нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные, лесные и хлебные грузы, сельскохозяйственные машины, промышленные и продовольственные товары и импортные грузы. Больший удельный вес, чем грузооборот, занимает пассажирооборот дороги, на увеличение которого оказал влияние перевод пригородного движения Минска на обслуживание электрической тягой.

Первая железнодорожная линия в Белоруссии протяжённостью 32 км на участке Гродно - Поречье открыта для эксплуатации в 1862, как продолжение Петербург-Варшавской железной дороги. Годом основания дороги считается 1871, когда закончилось сооружение главной магистрали Белоруссии от Смоленска через Минск до Бреста. В 70-80-е гг. построены линии, обеспечившие вывоз товаров из центральных областей России и с Украины к портам Балтийского моря, соединившие росийские железные дороги с Польшей. В начале 20 в. построено ещё 900 км железнодорожных линий. Большие объёмы железнодорожного строительства выполнены в 20-30-е гг. Проложены и введены в эксплуатацию линии Орша - Кричев и далее на Унечу (1923), Орша - Лепель (1927), Воропаево - Друя (1933), Слуцк - Тимковичи (1936) и др. В годы Великой Отечественной войны почти полностью были выведены из строя крупные узлы Минск, Барановичи, Гомель, Орша, Витебск, Полоцк и др., уничтожено свыше 4 тыс. км путей, разрушено и вывезено 3,5 тыс. стрелочных переводов. С первых дней войны работники Белорусской железной дороги обеспечивали перевозки боеприпасов, вооружения, продовольствия, эвакуацию населения и оборудования более 100 крупнейших предприятий. В этот период применялся метод ступенчатой маршрутизации. В ходе летнего наступления в 1944 по линии Смоленск - Орша - Минск - Молодечно за 1,5 мес проследовало св. 45 тыс. вагонов с воинским снаряжением и продовольствием. Железнодорожники активно участвовали в партизанском движении. Работниками Брестского вокзала, подпольщиками и партизанами руководил начальник Оршанского депо Герой Советского Союза К. С. Заслонов. В послевоенные годы наряду с восстановлением разрушенного в годы войны хозяйства работники дороги обеспечивали возрастающие объёмы грузовых и пассажирских перевозок. К 1958 грузооборот увеличился в 1,5 раза по сравнению с 1950, объём пассажирских перевозок в пригородном сообщении - на 70%. В 50-е гг. получило дальнейшее развитие движение последователей П. Ф. Кривоноса, машинистов-пятисотников, которые увеличили пробег паровозов до 500 км в сут и более. Для обеспечения этого начинания был предложен метод комплексного регулирования движения поездов и оборота локомотивов, внедрена система полуавтоматической блокировки с полярной линейной цепью. В 60-70-е гг. на Белорусской железной дороге разработана система маршрутизации погрузки, которая затем получила распространение на всей сети железных дорог (т. н. белорусская система). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. большие работы проведены по внедрению вычислительной техники, средств СЦБ и связи для управления перевозочным процессом.

Дорога награждена орденом Ленина (1971).

Лит.: Котяш Г.И. Стальные магистрали республики, Минск, 1957; Железнодорожная магистраль Белоруссии. К 100-летию со дня введения в строй, Минск, 1971.⁠

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!