Московско-Курская железная дорога
Казённая дорога, построенная в 1866-68 годах, проходила по территориям Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Она связывала центр России с юго-восточными районами, способствуя развитию сельскохозяйственных областей и доставке их продукции в Москву. Основные линии включали маршруты Москва - Серпухов (движение открыто в 1866), Серпухов - Тула (1867), Тула - Курск (1868). Общая длина на момент завершения строительства в 1868 году составляла 512 вёрст (однопутное сообщение). В мае 1864 был издан указ о строительстве линии Москва - Орёл, которая стала начальным участком Южной магистрали, позже переименованной в Московско-Курскую линию. Руководителем строительства был В. С. Семичев, а изыскательские работы выполняли В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев и другие. Помимо рабочих, в строительстве участвовали солдаты штрафных батальонов. Были созданы депо, 19 станций с грузовыми платформами и складами, мастерские, мосты через реки Москву и Оку. Впоследствии дорога была модернизирована: усилили земляное полотно, заменили рельсы, увеличили количество станций и приблизили их к населённым пунктам. Из-за прокладки пути возникли сотни судебных споров об отчуждении земель. Дорога, построенная на государственные средства, с 1871 по 1893 год находилась в собственности акционерного общества. Позже она была объединена с другими магистралями, а в 1918 году национализирована и передана НКПС. На начало 1991 года основные линии вошли в состав Московской магистрали.
Лит.: Верховский В. М., Краткий исторический очерк начала и распространения путей сообщения в России по 1897, СПБ, 1898; Путеводитель по Московско-Курской линии, М., 1905.