Московско-Нижегородская ж. д.

Добро пожаловать на нашу страницу, посвященную железнодорожным статьям! Здесь вы найдете актуальную информацию о современных трендах, технологиях и изменениях в сфере железнодорожного транспорта.

Казённая железная дорога, построенная в 1858-62. Проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний. Связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны; играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основные линии: Москва - Владимир (движение открыто в 1861), Владимир - Нижний Новгород (1862). Протяжённость (1862) - 410 вёрст (земляное полотно отсыпалось под два пути, одноколейный путь до 1875). Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М. С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале "Современник" (1836). Вопрос о прокладке железной дороги был решён окончательно в 1857. Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон. Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва - Нижний Новгород (в 1845). Строительные работы начались на участке Москва - Владимир в мае 1858; на линии Владимир - Нижний Новгород к работам приступили весной 1859. На строительство привлекались вольнонаёмные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведённые казённым Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты.

Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде). Открытие движения состоялось на всём протяжении дороги 1 августа 1862, но ещё в течение 2-3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций. Начальником дороги в 1863-68 был И. Ф. Кёниг. В 1878 были уложены вторые пути на участке Москва - Владимир (237 вёрст), в 1892 - до Нижнего Новгорода. В 1888 в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов. До 1894 дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893-95 Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход - в пределах 4,7% от основного капитала (273 млн. руб. в 1900). В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС. По состоянию на начало 1991 в составе Московской и Горьковской железных дорог.

Лит.: Рерберг И. Ф., История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первые XXV лет, М., 1887; Халин А. А., Московско-Нижегородская железная дорога во второй половине XIX в., "ИЗ", 1984, т. 111; Стальная магистраль Нечрноземья. Горький, 1983.