Петербург-Варшавская железная дорога

10.04.2017

Железная дорога, построенная в 1852-62. Пролегала по западным губерниям России, имела важное стратегическое значение, связывала прибалтийские порты с Полесьем и центральными районами страны, а также давала выход в страны Западной Европы через Варшаву и по ветке Вильно - Кенигсберг. Основная линия вводилась участками: Гатчина - Луга (1857); Петербург - Гатчина (1859); Луга - Псков (1859); Псков - Остров - Динабург (1859); Ковно - Прусская граница (1861); Динабург - Ландварово - Варшава (1862); Ландварово-Ковно (1862). Протяженность (1862) - 1042 версты. Все линии дороги были запроектированы одноколейными, строились по упрощенной схеме. Рельсы поставлялись до 1855 английской фирмой, позднее с уральских рельсопрокатных заводов. Строительство велось под руководством генерал-инженера Э. И. Герстфельда на средства казны до 1855, после чего главный участок Петербург - Гатчина был сдан в концессию Главному обществу русских железных дорог, акции которого были почти полностью размещены в России. Общество продолжало строительство дороги одновременно с прокладкой Московско-Нижегородской железной дороги с привлечением иностранных специалистов и капитала. Дальнейшим развитием железнодорожной сети в этом регионе явилось строительство Риго-Динабургской железной дороги от ст. Динабург. По состоянию на начало 1991 Петербург-Варшавская железная дорога находилась в основном в составе Белорусской, Октябрьской и Прибалтийской железных дорог (см. соответствующие статьи), часть линий отошла Польше.

Лит.: Салов В. В., Начало железнодорожного дела в России. 1836-1855, "Вестник Европы", 1899, кн. 5.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!