Прибалтийская железная дорога

Пролегала по территории Латвии, Литвы, Эстонии и Калининградской области России. Управление дороги находилось в Риге. В состав дороги входили отделения: Рижское, Даугавпилсское, Елгавское, Эстонское (адмнистративный центр в Таллинне), Вильнюсское, Шяуляйское и Калининградское. До 1992 дорога граничила с Октябрьской, Белорусской, Львовской железными дорогами, а также с железными дорогами Польши. Разделена на дороги, находящиеся в подчинении государств, на территориях которых они находятся, из состава дороги также выделена Калининградская железная дорога. Дороги обслуживают 5 незамерзающих морских торговых портов, 6 рыболовецких портов и 2 морские нефтеперевалочные базы. Переработка экспортно-импортных грузов ведётся через припортовые станции Рига-Краста, Вентспилс, Таллинн, Калининград, Клайпеда. В 1986 начала работать международная железнодорожная паромная переправа Клайпеда - Мукран (Германия). Эксплуатационная длина дороги (1990) - ок. 9000 км, в т. ч. 596,4 км электрифицировано, 211 км пути с узкой колеёй, автоблокировкой оборудовано около 70% длины путей, 75% стрелочных переводов включено в систему электрической централизации, широко используется телетайпная информационная и громкоговорящая радиосвязь. Имеется Вычислительный центр, оборудованный ЭВМ третьего поколения, который взаимодействует с АСУ железнодорожного транспорта МПС России, решает более 40 эксплуатационных, экономических и инженерных задач.

Железнодорожная сеть в Прибалтике начала создаваться во 2-й половине 19 века. Первый рельсовый путь протяжённостью 164 км был проложен в 1860 на участке Абрене - Динабург (ныне Пыталово - Даугавпилс) как составная часть Петербурго-Варшавской железной дороги. Первой крупной железнодорожной линией в Прибалтике была Риго-Динабургская железная дорога протяжённостью 232,5 км, открытая в 1861 и соединённая в 1862 с Петербурго-Варшавской магистралью. В кон. 60-х - 70-е гг. ускоренными темпами велось строительство железнодорожных линий по всей Прибалтике: Динабург - Радвилишки (ныне Даугавпилс - Радвилишкис), Митава - Муравьёво (Елгава - Мажейкяй); в основном закончилась прокладка Либаво-Роменской железной дороги, соединившей глубинные районы Белоруссии и Украины с Литвой и Латвией.

В 1871 открыто движение по Балтийской железной дороге из Ревеля в Петербург через Нарву, которая имела выход в Латвию и Литву через Петербурго-Варшавскую железную дорогу. К 1873 протяжённость ширококолейных железных дорог в Прибалтике достигла почти 3000 км. Железные дороги дали выход России к портам Балтийского моря и сыграли большую роль в развитии производительных сил региона.

В конце 19 - начале 20 веков в Прибалтике велось строительство узкоколейных линий (в 1946 их протяжённость составила 2051 км). Позднее благодаря развитию других видов транспорта и вследствие низкой рентабельности узкоколейные железные дороги были частично переведены на широкую колею, частично ликвидированы.

Действующие узкоколейные железные дороги сохранились на участках Гулбене - Алуксне, Паневежис - Рубикяй, Паневежис - Йоншкелис, Йонишкелис - Биржай, Пакройос - Йонишкелис, Петрошюнай - Линкува.

Период с 1917 по 1940 характеризуется упадком железнодорожного транспорта, усугубившимся в годы Великой Отечественной войны, когда большинство железнодорожных путей и сооружений были разрушены. После освобождения оккупированной территории началось восстановление и коренное техническое перевооружение железных дорог Прибалтики - Латвийской, Литовской и Эстонской, входивших с 1940 в единую железнодорожную сеть страны. В 1953 дороги объединены в Балтийскую железную дорогу. С возникновением экономических районов дорога была вновь разделена до февраля 1963, когда произошло создание объединенной Прибалтийской железной дороги.

После Великой Отечественной войны в период восстановления разрушенного войной хозяйства железнодорожники Прибалтики проделали большую работу по техническому перевооружению магистрали. Осуществлена реконструкция железнодорожного пути с укладкой рельсов тяжёлого типа на железобетонных шпалах и щебёночном балласте, 35% общей дли- ны главных путей составил бесстыковой путь, интенсивно строились вторые пути. Движение грузовых и пассажирских поездов переведено на тепловозную и электрическую тягу, электрифицированы пригородные участки крупных городов и к концу 70-х годов линии Рига - Тукумс, Рига - Саулкрасты, Рига - Айзкраукле, Рига - Елгава, Таллинн - Палдиски, Кейла - Вазалемма, Таллинн - Кехра, Вильнюс - Каунас, Лентварис - Тракай, кольцевой маршрут Калининград - Зеленоградск - Светлогорск - Калининград. В 1981 с окончанием строительства железнодорожной линии Руйиена - Мыйзакюла открыто сквозное движение по участку Таллинн - Пярну - Рига.

В послевоенные годы реконструированы узлы и станции с удлинением путей и оборудованием станционных парков современной техникой СЦБ и связи, в том числе на ст. Шкиротава (в Рижском узле), Таллинн, Вильнюс, Даугавпилс, Калининград-Сортировочный, Паняряй, Каунас, Вентспилс, Клайпеда. На крупных станциях в системе поездообразования и организации движения поездов стали применяться электронно-вычислительная техника, автоблокировка, электрическая централизация, средства телемеханики.

Сортировочные станции были оборудованы горочными устройствами. На ст. Шкиротава на базе ЭВМ ЕС-1010 внедрена АСУ сортировочным процессом с контролем роспуска вагонов. Аналогичная техника внедрена на ст. Даугавпилс. В 1985 введена первая очередь АСУ контейнерного пункта на ст. Рига-Пречу-2. В перевозках грузов (1990) наибольшую долю составляли импортные грузы (до 20%), значительный объём приходился на нефть и нефтепродукты, сланцы, строительные грузы, химические и минеральные удобрения, цемент.

Из общего числа станций широкой колеи грузовые операции производятся более чем на 300, на которых механизировано до 95% (1988) погрузочно-разгрузочных работ. Широко распространены контейнерные перевозки, в т. ч. с использованием большегрузных контейнеров, а также пакетные перевозки (более чем 150 наименований грузов). На дорогах высок уровень механизации при ремонте и текущем содержании пути, в технологии ремонта пути применяются цепочки путевых машин тяжёлого типа. С 1983 на дорогах курсировали фирменные поезда дальнего следования "Латвия", "Юрмала", "Эстония", "Лиетува", "Янтарь", "Чайка" и др. На Прибалтийской дороге были созданы единые сквозные смены из работников станций и портов; руководство работой станций и портов по единой технологии осуществлял координационный совет с представителями управлений дороги и Латвийского, Литовского и Эстонского пароходств.

Дорога награждена Орденом Октябрьской Революции (1973).

Лит.: Магистраль дружбы. К столетию жезнодорожной сети Прибалтики, Рига, 1974.