Северо-Кавказская железная дорога

Пролегает по территории от Азовского до Чёрного моря на западе и Каспийского на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. Управление дороги в Ростове-на-Дону. В состав дороги входят отделения: Ростовское, Кавказское, Краснодарское, Туапсинское, Минераловодское, Лиховское, Сальское, Грозненское, Махачкалинское. Эксплуатационная длина дороги (1991) - 6504 км. Дорога обслуживает перевозками Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Дагестан, Калмыкию, Адыгею, Карачаево-Черкесию, Ростовскую и часть Астраханской области; связывает их с Закавказьем, районами Украины, Белоруссии, Центра, Прибалтики, Урала. Через крупные порты по железным дорогам Северный Кавказ сообщается с южными районами страны и странами Средиземноморского бассейна, а через Волго-Донской судоходный канал - с районами Поволжья и Центра. С морским транспортом Азово-Черноморского бассейна дорога взаимодействует через порты Таганрог, Ейск, Новороссийск и Туапсе, а с Каспийским бассейном - через порт Махачкала, с речным транспортом по Дону и Северскому Донцу - через порты Азов, Волгодонская, Ростов, Усть-Донецкий, а по Кубани - с портами Краснодар и Темрюк. Дорога обслуживает более 2 тыс. подъездных путей промышленных предприятий, сельского хозяйства. Перевозится ежегодно св. 500 тыс. т различных грузов, ок. 2 тыс. пассажиров (1991).

Основные узловые станции: Батайск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Лихая, Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Минеральные Воды, Махачкала, Гудермес, Грозный, Тимашевская, Краснодар, Туапсе, Белореченская, Сальск, Новороссийск.

Строительство железных дорог на Северном Кавказе началось с прокладки линий Шахтная - Аксай (1861), Зверево - Шахтная (1871), Аксай - Ростов (1875). В 1872-75 построена линия Ростов - Владикавказ. В начале 20 в. введены в эксплуатацию участки: Кавказская - Краснодар (1901), Батайск - Азов, Сосыка - Ейск, Армавир- Майкоп (1911), Белореченская - Туапсе (1912), Краснодар - Ахтари в Крымская - Тимашевская - Кущёвка (1914), Батайск - Сальск и Прохладная - Гудермес (1915), Палагиада - Винодельное* (1916) и др. К октябрю 1917 общая длина дороги достигла 5000 вёрст. Во время Гражданской войны и военной интервенции были разрушены железнодорожные пути, станции и др. железнодорожные объекты, которые после войны были не только восстановлены, но и значительно реконструированы. В 1925 перевозки на дороге достигли довоенного уровня. С 1929 развернулось строительство новых железнодорожных участков на Северном Кавказе, появились новые станции. В 20-30-е гг. построены и введены в эксплуатацию участки: Туапсе - Сочи (1923), Сочи - Адлер с веткой на Мацесту (1927), Петровское Село - Благодарное (1928), Винодельное - Дивное, Ростов - Хапры, Комсомольская - Нефтегорск и Майкоп - Хаджох (1931), в 1940 открыто движение на линии Лабинская - Шедок. На дороге возникли многие прогрессивные начинания. Многие машинисты стали последователями П. Ф. Кривоноса, который выступил инициатором соревнования за экоономное расходование топлива и лучшее использование мощности локомотива. На дороге есть последователи машиниста Н. А. Лунина и диспетчера С. В. Кутафина (организатора движения сборных поездов).

В годы Великой Отечественной войны на Северо-Кавказской железной дороге формировались воинские шелоны с оружием, боеприпасами, продовольствием; продолжали строиться новые участки. Линии Гудермес - Астрахань и Адлер - Сухуми введены в эксплуатацию в 1942, Крымская - Старотитаровка в 1944. В 1943 по мере освобождения от противника отдельных участков дороги начиналось восстановление разрушенных и строительство новых станций и узлов (Батайск, Крымская, Таганрог, Новороссийск и др.); на ст. Батайск построена механизированная сортировочная горка.

Послевоенные годы характеризуются постепенным повышением технического потенциала дороги. Строительство Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроканала сопровождалось укладкой пути на участке от ст. Куберле. Началась электрификация дороги. Первые участки с электровозной тягой - Минеральные воды - Кисловодск, затем Белореченская - Куринский (1957), а с нач. 1958 - до Туапсе. Летом 1958 были закончены строительство и монтажные работы на всём побережье Чёрного моря: движение электровозов началось на участке Сочи - Туапсе. В 1990 73,1% грузооборота осуществлялся электрической тягой, электрифиированы все основные направления дороги. Более 65% оснащено автоблокировкой и диспетчерской централизацией, св. 60% стрелок включено в электрическую централизацию.

Важным этапом в развитии дороги явилось строительство линий Дивное - Элиста 1969), Зверево - Краснодонская (1971), Анапа - Юровский (1977), Краснодар - Туапсе (1978), западного обхода Ростовского транспортного узла (1983), создание ряда грузовых районов, крупной грузовой станции Ростов-Западный на месте разъезда Заадный (ст. Казачья) и станции Красный Сад, способных принимать на пути сдвоенные и строенные поезда (1985).

В связи со спецификой обслуживания сельскохозяйственных районов Северного Кавказа на дороге применяется прогрессивная технология переработки грузов, связывающая в единый процесс работу железнодорожных станций, автомобильного и водного транспорта, грузоотправителей и грузополучателей.

В конце 80-х - начале 90-х гг. построены новые линии Благодарное - Будённовск 1987), Песчанокопская - Красная Гвардия (1989), возведён двухпутный мост через р. Терек на участке Гудермес - Червленная (1989), электрифицирован участок Тимашевская - Протока (1987), оборудован электрической централизацией участок Цимлянская - Куберле (1987), построен западный обход Батайска (1990), восточный обход ст. Лихая (1991), уложены двухпутные вставки на участке Туапсе - Сочи.

Северо-Кавказская железная дорога хорошо технически оснащенная магистраль в управлении перегоочным процессом, интенсивно применяется электронно-вычислительная техника, АСУ работой крупных сортировочных грузовых станций (Батайск, Краснодар, Ростов Товарный, Тихорецкая и др.). В пассажирских перевозках введена система "Экспресс-2". В системах диспетчерской централизации на ряде участков используется микропроцессорная техника.