Северо-Западные железные дороги
Казённые железные дороги, построенные в 1862 - 1913 годах, проходили по территории Петербургской, Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Виленской, Ломжинской, Варшавской, Седлецкой, Сувалкской, Ковенской, Гродненской и Витебской губерний. Они соединяли два крупнейших промышленных района - Петербургский и Варшавский - с заграничными рынками (через Вержболово и порты Балтийского моря), а также обеспечивали наиболее массовые пассажирские перевозки (занимая 1-е место среди российских железных дорог). Основные маршруты: Петербург - Варшава и Ландварово - Вержболово (открыты в 1862 году); Рига - Тосно (1870); Тапс - Валк и Псков - Рига (1889); Ораны - Сувалки - Гродно (1899), Пыталово - Сита (1902), Кегель - Гансаль (1905). Протяжённость (1913) - 2537 вёрст, из которых 1279 вёрст - двухколейный путь. Сеть находилась в ведении МПС; управление располагалось в Петербурге. На пути были построены несколько уникальных искусственных сооружений, включая железнодорожный мост решётчатой системы через реку Лугу (инженер С. В. Кербедз) и два железнодорожных тоннеля - Панарский длиной 427 м и Ковенский длиной 1280 м (инженер Г. Ф. Перрот). В подвижном составе насчитывалось 880 паровозов, 14 538 товарных и 1713 пассажирских вагонов. В распоряжении сети находились железнодорожные мастерские в Петербурге, Ревеле, Ковно и Вильно, а также 20 училищ для подготовки рабочих кадров.
В 1918 году часть линий была передана НКПС. По состоянию на начало 1991 года основные маршруты стали частью Октябрьской, Прибалтийской и Белорусской железных дорог, а некоторые отошли от России.
Лит.: Краткий очерк деятельности Северо-Западных железных дорог..., П., 1915.