Ташкентская железная дорога
Казённая железнодорожная линия, построенная в 1877-1906 годах, проходила по территории Оренбургской, Самарской губерний, Сырдарьинской, Уральской и Тургайской областей. Она связывала центр России с Казахстаном и Средней Азией. Способствовала экономическому развитию региона, росту переселенческого движения и обеспечила возможность вывоза хлеба в Среднюю Азию. Основные направления: Кинель - Оренбург (открыто в 1877), Оренбург - Кубек (1905), Кубек - Ташкент (1906). Строительство северного участка возглавлял А. И. Урсаги, южного - О. П. Вяземский. Протяжённость (1913) — 2094 версты (одноколейная). В подвижном составе 552 паровоза, 7853 товарных и 655 пассажирских вагонов. На линии были построены железнодорожные мастерские (в Оренбурге, Актюбинске, Ташкенте). Вдоль Ташкентской железной дороги были возведены зернохранилища (ст. Новосергиевская, Платовка), элеватор в Оренбурге (на 200 тыс. пудов); открыто 13 учебных заведений для железнодорожников, библиотеки. Чистый доход — в пределах 5% от основного капитала (184,2 млн руб. в 1913 году).
Ташкентская железнодорожная линия была образована при соединении казённой трассы Оренбург - Ташкент и Оренбургской железнодорожной сети, построенной акционерным обществом Оренбургской железной дороги (устав утверждён в 1874 году). В 1893 году она была передана в казну и присоединилась к казённой Самаро-Златоустовской железной дороге, а с 1905 года получила название Ташкентской. Она находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление располагалось в Оренбурге. В мае 1918 года дорога была передана НКПС. По состоянию на начало 1991 года её линии входят в состав Южно-Уральской, Среднеазиатской и Западно-Казахстанской железнодорожных сетей.