Турксиб

Добро пожаловать на нашу страницу, посвященную железнодорожным статьям! Здесь вы найдете актуальную информацию о современных трендах, технологиях и изменениях в сфере железнодорожного транспорта.

Туркестано-Сибирская магистраль, - железная дорога, построенная в 1926-31, соединившая Среднюю Азию с Сибирью; обеспечила более короткие транспортные связи между этими районами, создала условия для более широкого развития хлопководства в среднеазиатских республиках и снабжения их хлебом из Сибири. Первые изыскания проведены в 1906-07. Для уточнения трассы в 1926 организованы 8 партий на севере и 6 - на юге. Одновременно велась реконструкция 560-км линии Арысь - Фрунзе (бывшей Семиреченской железной дороги). Новая трасса железных дорог: Фрунзе - Алма-Ата, Актогай - Семипалатинск. Протяжённость (1931) - 1470 км. Строительство началось в 1927, велось одновременно с двух сторон - от Семипалатинска на юг до 777-го км и от Луговой на север - до 778-го км. Изыскатели продолжали работу параллельно вплоть до 1930. Впервые в технологии сооружения железных дорог применено поэтапное планирование работ, использовался для подвоза материалов временный путь, уложенный по берме (до полной отсыпки земляного полотна). По мере готовности земляного полотна и искусственных сооружений путь сдвигали вручную или перекладывали с помощью подъёмных кранов на постоянное место. Широко использовали конные скреперы, которые изготовлялись в мастерских строительных участков. За границей были закуплены 17 гусеничных экскаваторов, узкоколейные тепловозы, опрокидывающиеся вагонетки, автосамосвалы и другие технические средства. Впервые для разработки выемок применён взрыв "на выброс". На дороге построены крупные мосты через р. Иртыш у Семипалатинска (дл. более 600 м), через р. Или, через овраг Мулалы, а также множество малых мостов и водопропускных труб. Впервые в практике мостостроения в СССР был применён индустриальный метод - изготовление железобетонных пролётных строений на полигоне и доставка к месту строительства, подготовка других типовых конструкций. В постоянную эксплуатацию дорога пущена в январе 1931. В строительстве Турксиба участвовали многие видные инженеры и учёные в области железнодорожного транспорта: B.C. Шатов (нач. строительства), А. П. Алексеев,. Д. Д. Бизюкин, В. Д. Бирюков, Е. Ф. Кожевников, Л. М. Перельман и др. По состоянию на начало 1991 линии Турксиба входят в состав Алма-Атинской железной дороги.

Лит.: Зензинов Н. А., От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали, М., 1983.