Владикавказская железная дорога

Частная железная дорога, построенная в 1888-1900. Проходила по территории Кубанской, Терской, Дагестанской области, Области войска Донского, Черноморской, Ставропольской, Астраханской, Саратовской губерний. Способствовала развитию основных отраслей хозяйства районов Северного Кавказа, росту городов. Играла существенную роль в экспорте хлеба (через Новороссийский порт в западно-европейские страны). В 1870-71 проведены изыскания МПС России, в результате которых предложено 4 проекта по направлениям: на Пятигорск (731 верста), через станицу Невинномысскую долинами pp. Кубань, Кума, Терек (651 верста), через Ставрополь (639,5 версты) и южнее Ставрополя (631 верста). МПС одобрен второй вариант, по которому дорога проходила по более ровной местности через плодородные районы. Основные линии: Ростов-на-Дону - Владикавказ (движение открыто в 1875), Тихорецкая - Новороссийск (1887-88); Беслан-Петровск (1894), Минеральные Воды - Кисловодск (1894); Кавказская - Ставрополь (1897), Тихорецкая - Царицын (1899), Петровск - Баладжары (1900), Кавказская - Екатеринодар и Батайск - Азов-Порт (1912). Протяжённость (1913) - 2369 вёрст (в т. ч. 645 вёрст - двухколейный путь). В подвижном составе 795 паровозов, 19 525 товарных и 827 пассажирских вагонов. Владикавказская железная дорога одной из первых (кон. 80-х гг.) среди российских железных дорог перешла на использование нефтяного топлива (мазута) для локомотивов. На дороге построено несколько депо; 4 крупные железнодорожные мастерские (в Ростове-на-Дону, Владикавказе, Новороссийске, Тихорецкой) и 18 небольших ремонтных предприятий; первый в Европе механизированный элеватор в Новороссийске (на 3 млн. пудов зерна), элеваторы (на ст. Тихорецкая, Станичная, Армавир, Нагутская, Курсавка); рыбный холодильный склад (на 11 млн. пудов) в Дербенте; 30 нефтехранилищ, в т. ч. в Новороссийске (3 млн. пудов), Сарепте на Волге (600 тыс. пудов), Петровске (4 млн. пудов); нефтепроводы в Грозном и Новороссийске. Владикавказской железной дороге принадлежали 5 грузовых пристаней на Чёрном море (из них 2 элеваторные), а также нефтеналивной флот, пароход-ледокол, нефтеперегонный завод в Грозном (120 тыс. пудов нефти в 1 сут). В 23 ж.-д. училищах обучалось 5,6 тыс. учащихся; работали курсы для поступающих в техн. ж.-д. училища, библиотеки, 7 больниц; агрономич. поезд-лаборатория, где осуществлялся оперативный контроль качества зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Чистый доход дороги - в пределах 11% от осн. капитала (318,1 млн. руб. в 1913). Дорога была наиболее доходной в России наряду с Варшавско-Венской железной дорогой.

Дорога принадлежала акционерному обществу Владикавказской железной дороги (Устав утверждён в 1872); среди акционеров представители крупного капитала (А. И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. А. Давидов и др.), члены царской фамилии, придворная аристократия; правление находилось в Петербурге (председатели С. И. Кербедз, В. Н. Печковский); управление дороги - в Ростове-на-Дону.

В 1914-18 Общество построило линии Георгиевск - Святой Крест, Прохладная - Наурская, Беслан - Владикавказ, Котляревская - Нальчик, Шахмаль - Темир-Хан - Шура; были проложены вторые пути на линии Гудермес - Петровск. В сентябре 1918 Владикавказская железная дорога национализирована, передана НКПС. По состоянию на начало 1991 участки дороги вошли в состав Северо-Кавказской железной дороги.

Лит.: Москвич Г., Владикавказская железная дорога. Краткий иллюстрированный практический путеводитель, П., 1915 Журавлев В, В., Общество Владикавказской железной дороги и развитие нефтепромышленности на Северном Кавказе, в кн. Очерки социально-экономической и политической истории СССР, М., 1964.⁠