Закавказские железные дороги

Добро пожаловать на нашу страницу, посвященную железнодорожным статьям! Этот раздел предлагает вам актуальную информацию о самых последних трендах, новейших технологиях и значительных изменениях, происходящих в сфере железнодорожного транспорта. Мы стремимся предоставить вам глубокий анализ текущих процессов, а также обозрение инноваций, которые формируют будущее отрасли.

Здесь вы найдете статьи о том, как современные технологии влияют на развитие железных дорог, от внедрения цифровизации и автоматизации до использования высокоскоростных поездов и экологически чистых решений. Мы расскажем о том, как инновационные материалы и системы безопасности делают железнодорожный транспорт более эффективным, безопасным и устойчивым.

Кроме того, мы будем держать вас в курсе глобальных и региональных изменений, таких как развитие новых транспортных коридоров, запуск крупных инфраструктурных проектов и внедрение новых стандартов в обслуживании пассажиров и грузоперевозках. Все эти изменения касаются каждого, кто использует железнодорожный транспорт, и мы готовы помочь вам быть в курсе самых важных и интересных событий отрасли.

Читайте наши статьи, чтобы узнать о том, как меняется мир железных дорог и какие перспективы открываются для всех участников этого процесса, будь то специалисты, путешественники или компании, связанные с транспортной логистикой.

Казённые железнодорожные дороги, построенные в 1872-1913 годах, проходили по территориям Бакинской, Тифлисской, Эриванской, Кутаисской, Карской губерний и Елизаветпольской области. Они способствовали быстрому развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, марганцеворудной промышленности Закавказья. Значительно влияя на развитие сельскохозяйственного производства, дороги расширяли вывоз продуктов на внутренний и внешний рынок. С постройкой Закавказских железнодорожных путей укрепилось военно-политическое положение России на границах с Турцией и Персией. Основные линии: Поти - Тифлис (движение открыто в 1872), Баку - Тифлис - Батум (1883), Михайлово - Боржом (1894), Тифлис - Карс (1899), Александрополь - Эривань (1902), Улуханлу - Джульфа (1908), Карс - Сарыкамыш (1913). Протяжённость (1913) - 1767 вёрст (одноколейный путь). В подвижном составе 646 паровозов, 13 518 товарных и 568 пассажирских вагонов. В ходе прокладки путей строились мастерские (в Тифлисе, Баку, Елизаветполе, Михайлове, Самтредиа, Александрополе, Нахичевани); возводились искусственные сооружения: 412 мостов, 11 виадуков, 13 тоннелей, включая 4-километровый тоннель через Сурамский перевал - самый протяжённый в России (открыт в 1890; проект Ф. Д. Рыдзевского, К. Н. Симберга, Н. А. Виноградова, А. Л. Камбиаджио, Ф. Ф. Дарагана; пропускная способность - до 30 пар поездов в сутки), а также Джарджурский тоннель (1,6 км; до 15 пар поездов в сутки). На этих путях работало 16 школ (около 4 тыс. учащихся). Чистый доход составил 5% от основного капитала (273 млн. руб. в 1913 году). Дорога была передана МПС в 1893 году. Участки Поти - Тифлис, Баку - Сураханы, Тифлис - Баку, Самтредиа - Батум были построены на средства акционерного общества Закавказских железных дорог (устав утверждён в 1873 году; до 1879 назывался Обществом Поти-Тифлисской железной дороги). После 1889 года строительство велось за счёт казны. Управление находилось в Тифлисе. Выбиты медали в память о сооружении Закавказских железных дорог (1883) и прокладке Сурамского тоннеля (1890).

В Первую мировую войну Закавказские железные дороги сыграли важную роль в снабжении Кавказского фронта и перемещении военных сил. В мае 1918 года дороги были национализированы и переданы НКПС. По состоянию на начало 1991 года линии входили в состав Закавказской железной дороги и Азербайджанской железной дороги.

Лит.: Аргутинский-Долгоруков А. М., История сооружения в эксплуатации Закавказской железной дороги за 25 лет её существования. 1871-1896, Тифлис, 1896; Шанидзе Н. К., Возникновение и развитие Закавказских железных дорог и их влияние на экономику края, Тб., 1968; Сагратян А. Т., История железных дорог Закавказья. 1856-1921, Ер., 1970.